М.: Наука, 1994. — 239 с.
Учебное пособие предназначено для углубленного изучения основ буддийской религиозно-философской мысли. Основано на переводах оригинальных санскритских и китайских текстов. Книга базируется на обширном хронологическом, региональном и историческом материале и знакомит читателя с основными школами, течениями и персоналиями индийского и китайского буддизма. Авторы анализируют специфику буддизма, историю его возникновения и формирования, распространение в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Для преподавателей, аспирантов, студентов гуманитарных вузов, широкого круга читателей.
Эта книга предназначена для углубленного изучения основ буддийской религиозно-философской мысли и может быть использована в качестве учебного пособия студентами старших курсов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, аспирантами, а также лицами, самостоятельно занимающимися восточной философией.
За последнее десятилетие в нашей стране опубликовано немало литературы, представляющей буддийское мировоззрение с той степенью научно допустимого упрощения, которая необходима для первичного знакомства с предметом. Повторять этот опыт нет необходимости. В настоящее время важна и актуальна иная задача -хотя бы частично преодолеть смысловой разрыв между фундаментальными исследованиями и гуманитарным образованием, ввести будущего специалиста в серьезную проблемную область изучения буддийской духовной культуры. Попытка реализовать эту задачу существенно отличает данную книгу от учебных пособий обычного типа. Изложенный в ней материал всецело опирается на историко-философский, религиоведческий и культурологический анализ основополагающих буддийских письменных памятников. Пособие построено в соответствии с трансрегиональным историко-культурным подходом к изучению процесса становления буддийской традиции: в первой -четвертой частях рассматривается исходная, индобуддийская, традиция; в пятой - седьмой анализируются важнейшие аспекты формирования и функционирования буддийской традиции в Китае, вторичной зоне распространения буддизма. Такой подход позволяет продемонстрировать генетическую связь буддизма с породившей его индийской духовной культурой, выявить основные тенденции его врастания в культурную почву как процесс межкультурного взаимодействия.
Исходная индобуддийская традиция рассматривается в настоящем пособии в следующем порядке. Сначала излагаются основные положения буддийской религиозной доктрины, обусловившие типологические особенности этой мировоззренческой системы, дается их традиционная философская интерпретация, анализируется аксиологический (ценностный) аспект функционирования важнейших направлений буддизма - хинаяны и махаяны - в Индии эпохи Древности и раннего Средневековья. Затем предлагается очерк четырех наиболее значимых школ буддийской религиозно-философской мысли, анализируется их понятийно-терминологический аппарат и его внутренняя связь с базовыми установками религиозной доктрины...
Содержание:
Предисловие.
Е.П. Островская. Введение. Формирование буддийского философского дискурса (исторические особенности мышления).
В.И. Рудой. Становление буддийской религиозно-философской традиции в
древней и раннесредневековой Индии.
Что такое Буддийский канон?
Учение о Четырех благородных истинах: религиозно-доктринальный и философский аспекты.
Социальная значимость религиозных идеалов двух направлений в идеологии буддизма. Соотношение религии и философии.
В.И. Рудой. Четыре системы буддийской классической религиозно-философской мысли.
Дхарма — центральное понятие буддийской философии.
Определяющая роль концепции дхармы в формировании философского дискурса школ классической индобуддийской традиции.
Е.П. Островская. Буддийская космология в трактате Васубандху «Энциклопедия Абхидхармы».
Особенности буддийского космологического мышления.
Обзор космологической проблематики.
Человек, общество, царская власть.
Учение о времени как рамка соотнесения космологических сведений.
А.Б. Островский. Зрительно-числовые коды в космологической модели Васубандху.
Васубандху. Абхидхармакоша, разд. третий. Перевод с санскрита Е. П. Островской и В. И. Рудого.
Е.А. Торчинов. Эволюция буддийского мировоззрения в Китае.
Китайская философская традиция и процесс рецепции буддизма.
Школы и направления китайского буддизма.
М.Е. Ермаков. «Блаженные небеса и адские земли»: потусторонний мир раннего китайского буддизма популярных форм.
М.Е. Кравцова. Взаимодействие буддийской сангхи и социально-политической элиты в Китае (начальный период).
Т.В. Ермакова. Отечественные исследования буддийской космологии (начало XIX — первая треть XX в.).
Литература.
Информация о файле: djvu, 17 mb.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!