Сортировать статьи по: дате | популярности | посещаемости | комментариям | алфавиту

Назад Вперед
Наверх

Панек Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана

Размещено на сайте: 28-07-2021, 14:02
  • 0
Панек Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана Панек Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана
Махачкала : Ин-т ИАЭ ДНЦ РАН, 1996. — 110 с.

Сборник очерков по этнографии народов Дагестана написан кандидатом исторических аук Л.Б. Панек и профессором Е.М. Шиллингом по результатам нескольких этнографических экспедиций, совершенных или в 1940, 1945, 1946, 1947 годах.

Этнографическая и историческая ценность данного сборника очерков состоит в том, что авторы зафиксировали срез культуры и быта значительного числа дагестанских этносов в 40—х гг. XX столетия, когда культура в целом оставалась еще традиционной, а инновации были незначительны. Процесс необратимых изменений в традиционной культуре связан с общественно-политическими, социально-экономическими и культурными процессами и преобразованиями, происходившими в стране и республике в послевоенные годы.

Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки

Размещено на сайте: 27-07-2021, 14:40
  • 0
Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки
Академия наук СССР, Башкирский филиал, Институт истории, языка и литературы. — Москва; Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1955. — 394 с., 5 л. карт.: ил.

Задавшись целью написать этнологическую монографию о башкирах, я приступил к сбору материалов в 1905 году и закончил свои исследования в 1908 г. В 1908—1909 гг. появились первые мои работы, посвященные башкирскому фольклору. В 1916 г. была издана первая часть монографии о башкирах, рассматривающая физический их тип, и в 1925 г . — вторая часть, о быте башкир.

Настоящая работа в основном является переизданием второй части моего труда „Башкиры", характеризующей дореволюционный быт этого народа.

Чагин Г.Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX - начале XX века

Размещено на сайте: 25-07-2021, 12:48
  • 0
Чагин Г.Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX - начале XX века Чагин Г.Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX - начале XX века
Пермь: Изд-во Том. ун-та. Перм. отдeление, 1991. — 112 с.

В пособии впервые сделана попытка систематического изложения материала по важнейшим сторонам культуры и быта русского крестьянства Среднего Урала середины XIX - начала XX в. (предметы, связанные с хозяйственной деятельностью, поселения, жилище, одежда, транспортные средства, питание, утварь). Этнокультурная специфика показана в органической связи с хозяйственной деятельностью, взаимовлиянием города и деревни, природно-географическими условиями, с особенностями формирования и расселения населения. Материал подан так, что он дает возможность проследить преемственность историко-культурных процессов на Среднем Урале среди как русских крестьян, так и городского, горнозаводского населения и нерусских народов.

Мокшин Н.Ф., Мокшина Е.Н. Мордва и вера

Размещено на сайте: 18-07-2021, 12:27
  • 0
Мокшин Н.Ф., Мокшина Е.Н. Мордва и вера Мокшин Н.Ф., Мокшина Е.Н. Мордва и вера
Саранск: Мордовское книжное издательство, 2005. — 532 с.

В данной книге Н.Ф. Мокшина и Е.Н. Мокшиной впервые в этнографической науке на основе широкого круга разнообразных источников, в ряду которых особую эвристическую значимость имеют собранные ими на протяжении ряда лет полевые экспедиционные материалы, обстоятельно анализируется религиозная жизнь мордвы с древнейших времен вплоть до сегодняшнего дня.

Как известно, к середине XVIII в. мордва была крещена, стала считаться народом православным. Однако она по сей день сохраняет некоторые остатки своих прежних, языческих, верований и обрядов. Часть из них бытует в первозданном виде, часть же - в синкретической форме, в контаминации с русским православием, причем в таком симбиозе, что вполне обоснованно можно говорить об особом, мордовском варианте русского православия.

Мандрики Ю.Л. (сост.) Обряды, обычаи, поверья. Сборник статей

Размещено на сайте: 16-07-2021, 14:09
  • 0
Мандрики Ю.Л. (сост.) Обряды, обычаи, поверья. Сборник статей Мандрики Ю.Л. (сост.) Обряды, обычаи, поверья. Сборник статей
Предисловие Н.А. Рогачёвой. — Тюмень: СофтДизайн, 1997. — 408 с. («Невидимые времена»)

Суссдка (домовой), лешие, ведьмы, колдуны — таковы персонажи этой книги. В нее вошли рассказы о суевериях, о календарных и семейных праздниках, о погодных приметах, бытовавших в среде русского населения Западной Сибири во второй половине XIX—начале XX века. Читатель откроет для себя мир традиционной народной культуры сибиряков, сохраненный в трудах этнографов и собирателей фольклора.

Андреева Е.Д. (ред.-сост.) Калужский край. Козельский район. Этнографические очерки

Размещено на сайте: 12-07-2021, 13:34
  • 0
Андреева Е.Д. (ред.-сост.) Калужский край. Козельский район. Этнографические очерки Андреева Е.Д. (ред.-сост.) Калужский край. Козельский район. Этнографические очерки
М.: Институт Наследия, 1999. — 266 с. — (Живая культура российской провинции.)

Сборник содержит статьи и очерки, написанные на материалах экспедиционных поездок в Калужскую область. Основой блок материалов охватывает результаты исследований, посвященных Козельской земле, — песенному и устному фольклору , народным промыслам и традиционному производству, монастырской культуре, памятникам архитектуры, топонимике. Приводятся результаты социологических исследований, проведенных в Козельском районе. В сборнике содержатся также статьи, рассказывающие о прошлом и настоящем конфессиональной группы молокан Калужской области и о цыганах Центральной России.

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян

Размещено на сайте: 8-07-2021, 04:42
  • 0
Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян
2-е изд., испр. — Москва: Языки славянской культуры, 2005. — 224 с. — (Studia philologica. Series minor).

Книга представляет собой первый в отечественной этнографии опыт выявления символических аспектов традиционного жилища русских, украинцев и белорусов.
На материале обрядов, верований, фольклорных и мифологических текстов рассматриваются основные стратегии освоения пространства, включение дома в символический универсум. Особое внимание уделяется семиотическим аспектам организации внутреннего пространства жилища.
На обложке: фрагмент росписи двери с изображением птицы Сирин (Север России, XIX в. Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник).

Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование

Размещено на сайте: 6-07-2021, 14:29
  • 0
Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование
М.: Наука, 1990. — 216 с.

Книга представляет собой историко-этнографическое исследование одной из интересных групп населения Южного Дагестана. Написана на основе богатого литературного, архивного и полевого материала.

Терекеменцы — особая этническая группа азербайджанцев. Под названием Терекеме или Терекеменский участок издавна известна территория, расположенная в приморском Дагестане, в северной части Дербентского района.

История и этнография дагестанских терекеменцев почти не изучены. Только в советский период было опубликовано несколько научных статей, посвященных конкретным вопросам социально-экономического строя и материальной культуры терекеменцев XIX — начала XX в.

Агларов М.А. Андийцы: Историко-этнографическое исследование

Размещено на сайте: 5-07-2021, 14:37
  • 0
Агларов М.А. Андийцы: Историко-этнографическое исследование Агларов М.А. Андийцы: Историко-этнографическое исследование
Махачкала: Юпитер, 2002. — 304 с.

Андийцы - самая крупная из малочисленных (более 40 тыс. человек) народностей Дагестана и одна из самых древних упоминаемых в источниках из народностей Кавказа. О них дважды говорится в надписях ассирийского царя Саргона II и многократно у античных авторов в составе народов Кавказской Албании. Исторически андийцы занимали более обширную территорию в Западном Дагестане, но затем разделились на восемь этнических групп (на уровне народностей) и частью были ассимилированы на западе чеченцами и на северо-востоке аварцами, ныне большей частью они переселились в плоскостные районы Дагестана. История андийцев насыщена событиями, их хорошо знали на Кавказ ~ военные походы выходили конным войском, отличались воинственностью, благородством и юмором. Андия также являлась центром производства знаменитых наплечных кавказских бурок, которыми они широко торговали. Несмотря на свою сравнительную малочисленность, андийцы играли видную роль в истории народов Восточного Кавказа, сохранили свой язык и культуру.

Алимова Б.М. Табасаранцы (XIX - начало XX в.): Историко-этнографическое исследование

Размещено на сайте: 1-07-2021, 13:52
  • 0
Алимова Б.М. Табасаранцы (XIX - начало XX в.): Историко-этнографическое исследование Алимова Б.М. Табасаранцы (XIX - начало XX в.): Историко-этнографическое исследование
Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1992. — 264 с.

В монографии исследуются социально-экономический строй, хозяйственная деятельность, классовая структура, материальная культура (поселения, жилище, одежда, пища), семейный и общественный быт, культура и просвещение. Дан анализ социалистических преобразований культуры и быта, формирования новых общественных отношений, современных этнических процессов. Книга написана на основе архивных документов, литературных и полевых материалов.

Назад Вперед
Наверх