Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 240 с.
В монографии предпринята попытка посмотреть на государство и общество Древней Руси X - начала XII в. «глазами современников». Впервые в историографии исследованы представления древнерусских книжников о стране, власти и обществе в их целостности и неразделимости, на основе максимально полного охвата и анализа всех прямых или косвенных известий об изучаемом институте и явлении в отдельно взятом источнике, с последующим сопоставлением полученных реконструкций. Социокультурная картина мира Древней Руси дополнена «взглядом» на древнерусский социум «со стороны», представленным известиями Ибн Фадлана и ал-Гарнати - восточных авторов, непосредственно контактировавших с русами и восточными славянами.
Изучение проблем социального и политического строя Древней Руси, представлений древнерусских книжников о государстве и обществе имеет большую историографическую традицию. Ограниченный круг источников, зачастую противоречивых, научная и общественно-политическая значимость темы, накладываясь на различные методологические принципы и концептуальные конструкции, способствовали формированию различных подходов и мнений. В то же время, историографический опыт показывает, что современные построения, в своей основе, либо восходят к ранее выработанным решениям, либо представляют различные вариации их синтеза. И это, во многом, свидетельство того, что традиционные исследовательские средства решения данной проблемы практически исчерпаны. В условиях крайней ограниченности источниковой базы, особое значение приобретает совершенствование методики работы с традиционными источниками, направленное на извлечение из них дополнительной информации. Важное значение на этом направлении отводится историко-антропологическим исследованиям, ставшим одним из наиболее значимых явлений в современной историографии. Естественно встает вопрос о том, насколько применимы методы исторической антропологии к древнерусскому материалу.
К. Гинзбург, К. Пони и др., выдвигая идею детального анализа «реальной жизни и взаимоотношений множества простых людей», опирались на мощную источниковую базу – богатые итальянские архивы, сохранившие имена простых людей. В отношении Древней Руси ничего такого нет в принципе. Поэтому, например, М.М. Кром пессимистически относится к возможностям историко-антропологического исследования Древней Руси: «…На мой взгляд, едва ли возможна историческая антропология Киевской Руси: сохранившиеся источники позволяют реконструировать определенные социальные типы (как это блестяще сделал Б.А. Романов), но документов личного характера (переписки, дневников и т. п.) до нас не дошло, и голосов конкретных людей “из народа” мы не слышим»...
Введение.
Очерк 1-й. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.
Очерк 2-й. Память и похвала князю русскому Владимиру Иакова Мниха.
Очерк 3-й. Житие Феодосия Печерского.
Очерк 4-й. Чтение о житии и о погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба.
Очерк 5-й Сказание о Борисе и Глебе.
Очерк 6-й. Сказание о чудесах святых мучеников Романа и Давыда.
Очерк 7-й. Идеальный образ князя в «Поучении» Владимира Мономаха.
Очерк 8-й. Известия Ибн Фадлана и ал-Гарнати о древнерусском социуме.
(Вместо заключения) Представления древнерусских книжников XI - начала XII веков о стране/земле, власти, социуме.
Приложение. Восточные славяне и «инии языци» в иерархии этнических статусов Повести временных лет.
Информация о файле: pdf, 10 mb.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!