Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2008. - 616 с.
Диссертация на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Данная работа является попыткой взглянуть на древнерусской общество (выступающее, таким образом, объектом исследования), под новым ракурсом - изнутри, глазами людей, его составляющих, или, по крайней мере, глазами «соучастного» путешественника, оказавшегося в изучаемой среде.
Поскольку главной исследовательской проблемой в рамках данной работы является создание синтетической картины социальной реальности Древней Руси XI - XIII вв., предметом изучения стала сфера, которой, по мнению А.Я. Гуревича, синтетичность свойственна как сущностная черта - это общественные представления населения: представления власти и обществе, о частной жизни малой группы, о внешнем и горнем мире. То есть предмет настоящей работы - картина мира, свойственная древнерусскому общественному сознанию, ее характерные черты и узловые точки.
Хронологическая и пространственная локализация Хронологические рамки работы охватывают XI - XIII вв. Экскурсы в более поздние времена производится постольку, поскольку некоторые явления в полной мере проявляют свою сущность только после того как прекращают существование. Особенно это касается тем, связанных с проблемой этнокультурной самоидентификации: монгольское нашествие стало толчком к актуализации религиозной и культурно-государственной идентичности, проявило грани самосознания, дремавшие в предшествовавшие спокойные времена.
Концентрация основного внимания на XI - XIII вв. обусловлена тем, что указанный временной промежуток в русской истории выделяется в особый период «Домонгольской» Руси, характеризующийся возникновением и развитием первых государственных образований в форме городовых волостей, культурным единством и определенной устойчивостью социальных и этнических процессов.
Основное внимание в работе уделяется жизни населения крупных городов Древней Руси (Киев, Новгород, Владимир-на-Клязьме, Галич), чье существование лучше всего освещено в источниках. Немногочисленные факты из жизни малых городов также используются в исследовании для выявления общих черт и более качественной типизации изучаемых явлений.
Историография В историографическом обзоре будут рассмотрены не только работы, посвященные непосредственно изучаемой теме, но и труды, которые представляют методологическую ценность для настоящего исследования.
В качестве методологических ориентиров представленной работы следует назвать два родственных по общей исследовательской философии научных направления. Это социально-антропологическая традиция, и традиция французской школы «Анналов», иначе называемой антропологически ориентированной историей. Названные методологии - весьма популярны в современной науке, указание на них должно облегчить читателю ориентацию в теоретических принципах представленной работы. Однако ими методолгические основы диссертации не исчерпываются. Необходимый историографический багаж, без которого вряд ли целесообразно пускаться в столь сложное исследование, весьма велик. Несмотря на то, что работ, прямо нацеленных в избранном направлении немного (Б .А. Романов, М.Г. Рабинович, Н.Л. Пушкарева), историографический обзор получился достаточно объемным. Причина неизбежного «растекания по древу» в том, что полезный методологический инструментарий для антропологического осмысления древнерусского материала содержится в разных трудах, созданных в совершенно различных исследовательских традициях и посвященных разным темам. Это и работы русских «историков-бытописателей» XIX в., и отечественных этнографов ХХ в., и медиевистов, литературоведов, культурологов и многих других...
Содержание.
Человек в панораме города-государства: власть и общество.
Князь - книжная идеология и обыденные представления.
Самоуправляющаяся община в структуре представлений о власти.
Политическое сознание народной массы.
Представления о социальной стратификации.
Общие принципы общественной и политической жизни.
Повседневная жизнь: человек в кругу близких.
Правила поведения. Вежливость.
Знакомства. Друзья.
Семья.
Дети. Стадии взросления. Воспитание.
Образование и интеллектуальный труд.
Любовь и сексуальность.
Досуг.
Здоровье и болезни.
Внешний мир: обретение этнокультурных ориентиров. «чужие - свои».
Свои «чужие».
Иноземцы и представления о населенном мире.
Осмысление феномена Руси в древнерусской книжной культуре XI - XII вв.
Византийская иерархия государств и идея империи.
Монголо-татарское нашествие: первая реакция и долговременные
последствия.
Древняя Русь и финно-угорские народы.
Мир сверхъестественного.
Чудеса и знамения.
Отношение к духовенству и церкви.
Концепция мирского благочестия.
Борьба с ведьмами и колдунами.
«Волшебные» предметы.
Гадания и предсказания будущего.
Город как сакральное пространство.
Информация о файле: doc, 600 kb.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!