СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. — 593 с.
Информация о файле: pdf, 17 mb.
Монография представляет собой опыт изучения одного из важнейших компонентов исторической реальности нравственного мира человека. Исследование посвящено исповедным текстам русского средневековья, руководствуясь которыми кающийся открывал духовнику свои грехи, как обыденные, так и самые затаенные. Исследование исповедных вопросников позволяет проникнуть в частную жизнь и внутренний мир человека и проследить формирование и изменение представлений о грехе и добродетели. В книге привлекается широкий круг покаянных текстов XIV-XIX вв., извлеченных из русских, южнославянских и украинских рукописных книг, значительная часть этого материала вводится в научный оборот и публикуется впервые.
Книга рассчитана на историков, филологов и всех, интересующихся историей русской церкви и древнерусской культурой.
Предлагаемая читателю книга посвящена истории исповеди и покаянных текстов в России. Исповедь — одно из таинств, в котором человек раскрывает душу перед Богом через посредничество священника-духовника. Богослужебные рукописи сохранили покаянные тексты, помогавшие духовнику и кающемуся охватить все возможные грехи, совершенные человеком, ничего не пропустив. Современному исследователю такие тексты позволяют познакомиться с подробностями жизни людей давно прошедших времен. Исповедь затрагивала все стороны жизни человека, день за днем перебирая события, обращаясь и!к повседневному быту, и к отдельным происшествиям, и к отношениям с другими людьми: членами семьи и соседями, подчиненными и вышестоящими. Поэтому изучение покаянных текстов интересно не только для узких специалистов-археографов, но и для широкого круга читателей.
Однако исповедь — это не автобиография. Покаяние в грехах показывает лишь нелицеприятные поступки человека, оставляя в стороне его искренние устремления, способность к самопожертвованию, добродетели. Сложно избавиться от чувства разочарования и отвращения, когда впервые вчитываешься в длинные перечни грехов: «Как, неужели наши предки были такими?.. Неужели они все это делали?..». Конечно, не все и не всё. Цель исповедных текстов — представить наиболее полный список грехов, которые могут быть совершены, но не обязательно присущи каждому человеку. Изучая быт и нравы русских людей по исповедным текстам, не следует забывать, что повседневная жизнь не исчерпывалась перечисленными грехами, были в ней и радости и горести, оставалось место для благородства и честности. И наконец, средневековые исповедные тексты и сейчас продолжают выполнять свою роль, обращая внимание читателя на самого себя, подводя его к мысли: «Таковы были мерки допустимого и недозволенного у наших предков. А как живу я?».
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!