» » » Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века

Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века

Размещено на сайте: 16-03-2016, 17:52
  • 0
Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века
СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. — 448 с.

Информация о файле: pdf, 19 mb.



Подробно рассматривается становление епископской власти, становление митрополичьей и патриаршей формы управления Церковью. Ярко и живо описано нравственное и материальное положение духовенства в этот период. Большой раздел автор посвящает развитию богословских школ и науки. Отдельная глава посвящена становлению низших церковных чинов и должностей. Книга написана живым научным языком.

Содержание:
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ
(История организации духовных должностей)
Предварительные замечания
I. Харизматические учителя первенствующей Церкви I и II веков. Отношение вопроса об этих учителях к вопросу о иерархических должностях. Изучение состава и характера этих учителей: общая характеристика апостолов, пророков и дидаскалов, I и II век. — Сведения об «апостолах», требования от них, их назначение (миссионерство), упадок этого «апостольства» к концу II века. — «Пророки», их отличие от «апостолов», их назначение (церковное назидание), отношение церковных общин к ним, требования от пророков со стороны образа жизни: чему и как учили они? Причины исчезновения «пророков». — «Дидаскалы», сходство и отличие их от пророков, их назначение, изчезновение их в III веке. Резюме по вопросу
II. Взаимоотношение епископа и диакона в древности. Первоначальное сродство епископата и диаконата, доказываемое историей, одинаковостью требований со стороны нравственных качеств, их функциями. Изменение в положении того и другого института. Епископ делается наследником чести и преимуществ харизматических пророков, выгоды этого наследства. Невыгоды диаконата ввиду этой перемены. Последующая история диаконата до начала IV века
III. Пресвитеры во времена глубокой древности. Разница между епископатом и пресвитериатом на основании новозаветных свидетельств. (Разбор некоторых других мнений.) Вопрос о происхождении пресвитерского института. Свидетельства из творений мужей апостольских, точнее уясняющие церковное положение пресвитериата и взаимные отношения должностей епископской и пресвитерской. Еще более определенные и обстоятельные сведения о тех же вопросах на основании памятников церковной литературы конца II и начала III веков: анализ известий из Canones ecclesiactici и правил Ипполита. Обилие любопытных и новых сведений, в особенности в этом последнем источнике. Важное изменение в положении пресвитеров около середины III века
IV. Нижние чины клира в древности. «Чтецы», их происхождение; их история: высокое положение чтецов и изменение его к худшему (чтецы до и после зачисления их в клир). Иподиаконы, аколуфы, экзорцисты и остиарии, происхождение их и сведения об их должностях

ОТДЕЛ ВТОРОЙ
(О властях)
I. Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках. Большое значение мирян в управлении делами Церкви в I и II веках. Взаимные отношения клира и мирян в первой половине III века: мысли авторитетных писателей этого времени о пользе и важности участия мирян в делах Церкви; исторические примеры, свидетельствующие о фактическом применении этих мыслей (например, избрание духовенства народом); кризис в положении вопроса около середины III в.; мысли церковных писателей в ином роде, и сообразно этому: устранение мирян от церковной проповеди, а клира — от мирских житейских занятий
II. Духовенство и народ и их взаимные отношения в IV~VIII веках. Дальнейшее стремление клира выделить себя из ряда мирян. В чем выражается это стремление? Стремление Церкви наложить безбрачие на духовенство, как особое для последнего отличие от мирян; история вопроса о браке и безбрачии духовенства в древней Церкви (начиная от II в.). Разница в решении его, в IV и дальнейшие века, на Востоке и на Западе: последовательность в решении его в последнем случае и проявление компромисса в первом. — Отстранение мирян от права выбирать пастырей Церкви; сведения о том, как и когда это произошло? Два слова о других явлениях с вышеуказанной тенденцией
III. Епископия и епископское управление. Характеристика епископского управления Церковью, в особенности во II и III вв. Большое число епископий. Взаимные отношения епископа, прочего духовенства и народа, привлекательный вид древнеепископской общины и отсутствие всякого формализма. Происхождение городских и сельских приходов. — Хорепископы, краткая история этого института
IV. Митрополическая система церковного управления и ее происхождение. Происхождение этого института: церковные условия, содействовавшие возникновению митрополитов, как-то: ход распространения христианства, появление системы Соборов, процветание христианства в известных городах. В чем состояла власть митрополитов? Можно ли находить следы существования этого института в век апостольский и в век мужей апостольских? Чем доказать, что институт явился не ранее конца II века, и отчего зависело это? Исторические указания на митрополический институт конца II и III вв. Значение политической важности городов и политического деления Империи в образовании митрополического института; в какой мере следует допускать указанное значение? Замечания о двух формах митрополического устройства в истории III и начала IV веков
V. Происхождение и характеристика древнейших Соборов. Время появления соборной формы управления; влияние митрополичьего устройства на происхождение этой формы. Имели ли влияние на происхождение ее коллегиальные учреждения тогдашней Греции? Разбор новой теории о происхождении Соборов по подражанию и отчасти по противодействию такой же деятельности на языческой (религиозной) почве (в примечаниях). Где впервые явились Соборы — на Востоке или Западе? Простейший вид Соборов; случайные и периодические Соборы; большие Соборы. Характеристические черты Соборов, свидетельствующие о нравственном величии института: многочисленность членов их и ревность пастырей в обнаружении соборной деятельности; свобода рассуждений на них; значение, придаваемое на них прениям; значение соборных протоколов; гуманное отношение Соборов к лицам, подлежащим их суду. Благие результаты соборной деятельности
VI. Патриаршая система церковного управления и ее происхождение. Патриаршества, как проявление высшей церковной централизации. Шестое правило Никейского собора; что дает оно для уяснения вопроса о патриаршествах Римском, Александрийском и Антиохийском?
Исторические указания на то, что каждая из этих кафедр уже до Никей-ского собора пользовалась высоким иерархическим авторитетом в ряду прочих. Какие еще кафедры разумеются в 6-м правиле? Замечания о кафедрах Эфесской, Кесарийской и Ираклийской. — Возникновение патриархата Константинопольского на развалинах этих последних кафедр; иерархическое положение Византия до перенесения в него столицы; права чести Константинопольской кафедры по 3-му пр. II Всел. собора; фактическое расширение власти этой кафедры между II и IV Всел. соборами; auvoSoq £v5r||_t6acx и ее значение, эдикты Феодосия Младшего; враги возрастающего значения Константинопольской кафедры. Ее возвышение на IV Всел. соборе (28-е пр.), отголоски вышеуказанной вражды. — Происхождение патриаршества Иерусалимского: история возвышения этой кафедры от I по IV Всел. собор; притязания Иерусалимских иерархов, успех и неуспех этих притязаний; решение вопроса на IV Всел. соборе
VII. Историческое развитие иерархического римского приматства. «Всегда и неизменно выше других патриархов был епископ Римский», доказательства этого из I, II и III веков, в особенности из последнего. «С IV в. значение римского епископа все больше и больше возрастает, и к середине V века папы возвышаются настолько, что им почти нечего было больше желать»; возрастание папского самомнения в IV и V веках. Восточная церковь, со своей стороны, делает в это время очень многое, чтобы утвердить римского епископа в мысли, что он действительно высший среди прочих епископов, так сказать, несостоявшийся египетско-александрийский папа. Отношение Константинопольского патриарха к римскому первосвященнику
О Вселенских соборах, как высшей форме церковного управления. Понятие о Вселенском соборе; происхождение этой формы: влияние патриаршего устройства на развитие этой последней. Возможен ли теперь Вселенский собор? Функции, принадлежавшие Вселенским соборам: «круг их деятельности так широк, как только можно представить себе»

ОТДЕЛ ТРЕТИЙ
(Бытовая сторона духовенства)
I. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное состояние его во II и III веках. Нерасположение Церкви к учреждению школ, причины этого явления. Трудное положение инициаторов школьного дела. Перечисление школ, служивших образованию духовенства. Подробности о школе Александрийской: евангелист Марк был ли ее основателем, благоприятные условия, содействовавшие процветанию христиан. Науки в Александрии, замечания о том, что такое была школа Александрийская. Учителя в ней, сведения о предметах преподавания, метод преподавания. Значение ее в деле развития образованности среди пастырей Церкви. — Рассмотрение вопроса: как высоко было образование пастырей Церкви II и III веков
II. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное состояние его от IV до IX века. Очень ограниченные требования законов по отношению образованности духовенства, мысли замечательнейших отцов Церкви о необходимости многостороннего образования пастырей Церкви; индифферентное отношение Церкви к школам. — Школы на Востоке: Александрийская, Антиохийская, Эдесско-Нисибинская, школы при монастырях. Школы на Западе: ревность отдельных епископов о просвещении клира — т. н. Августиновы школы, школы при монастырях: лучшие из них — Кассиодора. Результат — риторские школы: указание на пастырей Церкви, получивших в них образование, большое внимание просвещеннейших святителей к ним; сведения об этих школах, предметы и метод преподавания в них, — быт учеников и учителей (риторов); отзывы об этих школах великих пастырей Церкви, следы влияния риторских школ в церковной литературе. — Интеллектуальное состояние восточного и западного духовенства в IV, V и в последующих веках (примеры и свидетельства); — причины невысокого положения образованности в среде духовенства и причины общего упадка ее в этом же сословии во второй половине изучаемого периода
III. Нравственное состояние духовенства во II и III веках. Идеал пастыря Церкви по ее сознанию. Некоторые примеры доблестных пастырей. Переворот к худшему, около середины III в. (по свидетельству св. Киприана, Оригена и Евсевия). Частный, но знаменательный пример нравственной испорченности в лице Павла Самосатского, епископа Антиохийского. Анализ окружного послания, извещавшего о суде и осуждении Павла Самосатского (мирские отличия, или светская помпа, злоупотребления мировым епископским судом, virgines subintroductae: что это за явление, его последовательная история, значение вопроса о virg. subintrod. в нравственной жизни духовенства древней Церкви). Деморализация антиохийского клира III в.
IV Нравственное состояние духовенства от IV века до IX. Идеал пастырского служения на Востоке и Западе. Восточный идеал, начертанный Златоустом и Григорием Богословом, его возвышенность, многосторонность, привлекательность; западный идеал, его черты, свойства его_внешность, мелочность и излишняя аскетичность. — Общие свидетельства о нравственном состоянии духовенства времени расцвета в жизни Церкви. Подробное изображение нравственного состояния восточного духовенства в IV веке Григорием Богословом и другими писателями; подробное изображение того же состояния западного духовенства в IV веке Иеронимом и другими латинскими писателями. Характеристика нравственного состояния духовенства в V веке, в особенности константинопольского, малоазийского, египетского и сирийского; — пример нравственного состояния духовенства того же века в одной захолустной Церкви (по письмам Исидора Пелусиота). Общий вывод о нравственном состоянии духовных лиц, живших или одиночками, или совместно (в киновиях). — Причины невысокого нравственного состояния духовенства: пастырство перестает быть призванием, а начинает быть средством к жизни, — суждения Златоуста о причинах нравственного упадка духовенства и разбор их, — невнимательный выбор лиц на служение Церкви, и проч.; мнение о неблагоприятном влиянии латинских школ на воспитание нравственного характера восточного духовенства, замечания по поводу этого мнения. — Краткое описание нравственного состояния духовенства от VI по VIII век, на Западе (свидетельства Григория Великого и некоторых западных Соборов), а также и на Востоке (свидетельства Соборов и Феофановой летописи, суровый отзыв одного писателя середины VIII века)
V. Материальное состояние духовенства во II и III веках. Сначала духовенство жило на свои средства или же питалось от занятий. Впоследствии (во II и III веках) обеспечение духовенства возлагается
на обязанность паствы. Как это произошло? Влияние в этом случае обычаев, существовавших в языческих римских (похоронных) коллегиях. Откуда брались средства для содержания духовенства и в чем они состояли? «Доля доходов духовенства была одной из долей, назначавшихся из церковных стяжаний на удовлетворение убогих или нищих»; что это значит и каким образом духовенство очутилось на одной линии с убогими и нищими? Безусловно отрицательное отношение этой эпохи к назначению жалованья духовенству
VI. Материальное состояние духовенства от IV до IX века. Изменения в материальном положении духовенства. Увеличение церковных средств (право Церквей получать наследство, происхождение этого права, неодинаковое пользование им на Востоке и Западе). На что и как тратились эти средства. Злоупотребления епископов в распоряжении церковным имуществом, появление епархиального эконома. В сравнении с эпохой II и III веков, «доля духовенства, получаемая из церковных средств, начала возрастать на счет доли бедных или благотворительной доли». — Десятина. — Плата за требы. — Особые источники архиерейских доходов. — Материальная помощь от казны. — Немалочисленные примеры пастырей как высшего, так и низшего чина, которые считали долгом прокармливать самих себя. — Степень обеспеченности духовенства древней Церкви. Разные злоупотребления в изыскании средств к жизни со стороны духовенства, преимущественно высшего (главным образом симония); чем обусловливалось это явление? Шеститысячное число епископов в V веке. — Духовенство древнего времени и православное духовенство нашего времени

ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Вселенские миссионеры II века и их преемники
II. Происхождение актов Вселенских соборов
Список римских пап и восточных патриархов
Должности и чины древней Церкви

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Комментарии:

Оставить комментарий
    Белоус П.В. Тобольская епархия в годы Первой мировой войны (1914-1918) Белоус П.В. Тобольская епархия в годы Первой мировой войны (1914-1918)
    Белоус П.В. Тобольская епархия в годы Первой мировой войны (1914-1918) Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. — 288 с. Монография посвящена исследованию Тобольской епархии в переломные годы Первой мировой войны. Автор поднимает и анализирует проблемы взаимоотношения Церкви и общества, Церкви и власти, деятельности духовенства в условиях военного времени, уделяет...

    Сокольский Д.В. Участие русского духовенства и монашества в развитии Единод ... Сокольский Д.В. Участие русского духовенства и монашества в развитии Единод ...
    Сокольский Д.В. Участие русского духовенства и монашества в развитии Единодержавия и Самодержавия в Московском государстве в конце XV и первой половины XVI в.в Харьков: Типография губернского правления, 1902. — 199 с. Как сословие, пользовавшееся всеобщим глубоким уважением в древней Руси и обладавшее весьма широкими общественными правами и преимуществами, русское духовенство и монашество не...

    Бабкин М.А. (сост.) Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году Бабкин М.А. (сост.) Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году
    Бабкин М.А. (сост.) Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году 2-е изд., исправленое и дополненное. — М.: Индрик, 2008. — 632 с. Во втором издании исправлены неточности первого и опечатки, увеличено количество публикуемых документов, дополнены приложения, расширены научно-справочный аппарат н иллюстративный материал....

    Коптелов Б.В. Отношения римских императоров с христианской церковью в 330-х ... Коптелов Б.В. Отношения римских императоров с христианской церковью в 330-х ...
    Коптелов Б.В. Отношения римских императоров с христианской церковью в 330-х - начале 360-х годов М.: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, 2003. — 213 с. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Актуальность темы исследования определяется необходимостью углубленного изучения идеологии и политических институтов Римской...

    Бабкин М.А. Российское духовенство и свержение Монархии в 1917 году Бабкин М.А. Российское духовенство и свержение Монархии в 1917 году
    Бабкин М.А. Российское духовенство и свержение Монархии в 1917 году М.: Индрик, 2006. — 502 с. Сборник посвящен истории Русской православной церкви в период с февраля по октябрь 1917 г. В нем представлены различные документы церкви - определения и послания Святейшего синода, проповеди и обращения к пастве высшего духовенства, резолюции епархиальных, викариатских, городских, благочиннических...

    Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви
    Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви М.: Интербук; Нью-Йорк: Астра, 1991. - 494 с. Курс церковной истории, прочитанный историком и писателем Н.Д. Тальбергом (1886-1967) в Свято-Троицкой семинарии (Джорданвилль)....

    Лебедев А.П. История разделения Церквей в IX, X и XI веках Лебедев А.П. История разделения Церквей в IX, X и XI веках
    Лебедев А.П. История разделения Церквей в IX, X и XI веках СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010. – 352 с. Книга выдающегося историка Церкви А. П. Лебедева (1845-1908) посвящена изображению борьбы между Константинопольскими патриархами и римскими папами, стремившихся подчинить себе всю Вселенскую церковь. Главное содержание книги - противостояние двух церковных партий: игнатианской и...

    Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков: С приложениями к Истор ... Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков: С приложениями к Истор ...
    Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков: С приложениями к Истории Вселенских соборов СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004. - 320 с. - (Библиотека христианской мысли) Алексей Петрович Лебедев (1845-1908) — выдающийся русский историк Церкви, автор многочисленных трудов и исследований, интерес к которым и научная их значимость сохранились и для нашего времени. «Вселенские соборы VI, VII и...

    Алленов А.Н. Власть и церковь в русской провинции в 1917-1927 гг. (на матер ... Алленов А.Н. Власть и церковь в русской провинции в 1917-1927 гг. (на матер ...
    Алленов А.Н. Власть и церковь в русской провинции в 1917-1927 гг. (на материалах Тамбовской губернии) Тамбовский гос. ун-т. – Тамбов, 2004. – 336 с. Целью диссертационного исследования является реконструкция истории взаимоотношений между государством и Православной Церковью на Тамбовщине. Исходя из указанной цели, автором ставятся следующие задачи: - рассмотреть характер взаимоотношений...

    Санников А.П. Организация и деятельность православной церкви на территории  ... Санников А.П. Организация и деятельность православной церкви на территории ...
    Санников А.П. Организация и деятельность православной церкви на территории Прибайкалья во второй половине XVII-XVIII вв. Иркутский гос. ун-т. – Иркутск, 2004. – 427 c. Объектом исследования выступает русская православная церковь в Прибайкалье во второй половине XVII-XVIII вв. При этом она понимается как социальный институт, один из компонентов общественной системы. Изначальным звеном, основой...