СПб.: Алетейя, 2008. — 272 с.
Мировая литература о Фукидиде как о величайшем историке необозрима, лавинообразна. Тем не менее нет ни одной работы, показывающей его как мыслителя. Автор, опираясь на тексты его знаменитых диалогов, на его «Историю Пелопоннесской войны», впервые попытался показать, что Фукидид является выдающимся философом истории.
Свою задачу Фукидид видел в отыскании истины, он выдвинул идею об известной повторяемости исторических событий, обусловленных неизменностью определённых параметров человеческой природы. Последней свойственно стремление к преобладанию, жажда власти, алчность и честолюбие. Жажда свободы — чувство не менее сильное, чем стремление к господству. Они порождают войны, в том числе гражданские. Объясняя человеческие действия естественными причинами, Фукидид решительно отвергал вмешательство сверхъестественных сил в ход истории, показывал пагубность религиозных суеверий. Признавая роль случайности в истории, Фукидид приходил к выводу о вероятностном характере хода её событий. Фукидид навсегда остался гениальным историком и философом, человеком наших дней и на все времена.
Термин «история» имеет, на наш взгляд, по меньшей мере двоякий смысл: «история» как смена времен и поколений, как сплетение и переплетение событий, создающих реальность самой различной протяженности — от десятилетий и столетий до тысячелетий и более. Вместе с тем, «история» означает область знания о прошлом, об установлении причинно-следственных связей, о смене событий и поколений, а не простое их описание в хронологической последовательности. Другими словами, история не есть сопроводительная запись (опись, хроника) преходящих событий, ушедших и уходящих поколений в общую гробницу вечности. Историчность означает временность, ограниченность и несовершенство. И человек историчен, ограничен и несовершенен в своем действительном или предполагаемом совершенстве среди других существ на Земле. Однако человек — существо деятельное, творческое; в нем заложен «Прометеев огонь». Он чает совершенства, стремиться к установлению идеального порядка в окружающем мире, заведомо зная недостижимость, неосуществимость, несбыточность страстно желаемого идеала. Тем не менее недостижимость идеала (должного) не означает никчемность, утопичность и иллюзорность стремления к нему, к тому, какой должна быть жизнь людей и всего сущего. Далекие звезды в небе недостижимы, но это не мешает мореплавателям ориентироваться по ним. Напряженное и неодолимое противоречие между идеалом и действительностью, между должным и сущим придает жизни людей драматический характер.
Информация о файле: pdf, 13 mb.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!