» » » Юрченко А.Г. Хан Узбек. Между империей и исламом. Структуры повседневности

Юрченко А.Г. Хан Узбек. Между империей и исламом. Структуры повседневности

Размещено на сайте: 14-03-2021, 07:50
  • 0
Юрченко А.Г. Хан Узбек. Между империей и исламом. Структуры повседневности Юрченко А.Г. Хан Узбек. Между империей и исламом. Структуры повседневности
СПб.: Евразия, 2012. - 392 с.

Информация о файле: pdf, 23 mb



Была ли Золотая Орда исламским государством? На этот вопрос существует два взаимоисключающих ответа. В центре внимания исследования историка А.Г.Юрченко фигура хана Узбека, который, согласно агиографической традиции, объявил ислам государственной религией Золотой Орды. Однако если заняться расследованием хотя бы трех сюжетов (о сути праздника, который отметил хан Узбек в июне 1334 г.; о женитьбе Узбека на одной из жен своего отца; о значении золотого полумесяца над дворцом хана), то, как полагает исследователь, мы увидим имперские структуры повседневности, неподверженные предписаниям ислама. Форма книги-конспекта позволила автору привлечь в полном объеме новые идеи коллег.
Два концепта, два призрака, Всемирный Халифат и Монгольская империя столкнулись в борьбе за обладание над степным поясом Евразии. Это была битва идей, а не битва мечей. Речь шла о принципах легитимации власти. Доминировала империя с идеей небесного мандата, ибо обладала очевидным военным ресурсом. Ее внешним проявлением был расцвет, я бы сказал, роскошь всаднической культуры. Существование городов, с их иным культурным и религиозным потенциалом, не тревожило кочевую элиту, осознававшую свое превосходство. Противостояние военной и административной элит можно
охарактеризовать как конфликт целей. Символически он выглядел так. Для европейцев хан Узбек был императором, для мусульман — султаном. Стоит ли уточнять, что за этими титулами стоят разные стратегии, разное видение мира, в идеальной перспективе — Империя или Халифат. Ислам обладал ресурсами, как во владениях Узбека, так и вовне. Узбек, как ему казалось, использовал эти ресурсы в собственных целях. Мусульмане трактовали ситуацию в свою пользу. Корпус составленных ими текстов пронизан идеей Халифата. Историческая реальность принесена в жертву высшей идее.
Собственно джучидских (монгольских) документов на этот счет нет. В такой ситуации единственной точкой опоры для исторических построений является исследование структур повседневности: календаря, государственных праздников и ритуалов, символов власти, имперской моды, погребальных обрядов знати, брачных обычаев (практика левирата), налогов (отсутствие джизьи — специального сбора с христиан в мусульманских странах), способов казней.

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Комментарии:

Оставить комментарий
    Миргалеев И.М. (ред.) Золотоордынская цивилизация. Вып. 6 Миргалеев И.М. (ред.) Золотоордынская цивилизация. Вып. 6
    Миргалеев И.М. (ред.) Золотоордынская цивилизация. Вып. 6 Научный ежегодник. — Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Центр исследований истории Золотой Орды им. М.А.Усманова, 2013. — 296 с.+20 с. цв. вкл. В марте этого года мы провели Третий Международный Золотоордынский Форум, посвященный хану Мухаммаду Узбеку и религиозной ситуации в Золотой Орде, с учетом того, что в самом начале...

    Кныш А.Д. Ислам в исторической перспективе: начальный этап и основные источ ... Кныш А.Д. Ислам в исторической перспективе: начальный этап и основные источ ...
    Кныш А.Д. Ислам в исторической перспективе: начальный этап и основные источники Казань: КФУ (Казанский (Приволжский) федеральный университет), 2015. — 192 с. В шести главах настоящей книги рассматриваются основные моменты ранней истории ислама и его главные источники: Коран и Сунна пророка Мухаммада. После краткого обзора различных подходов к изучению и описанию ислама как религии и образа...

    Шпулер Бертольд. Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223-1502 Шпулер Бертольд. Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223-1502
    Шпулер Бертольд. Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223-1502 М.: Центрполиграф, 2017, — 415 с. Книга немецкого историка, востоковеда, тюрколога, специалиста по истории монголов Бертольда Шпулера посвящена истории и культуре Золотой Орды. Опираясь на широкий круг источников и литературы, автор исследует широкий спектр вопросов: помимо политической истории он рассматривает религиозные отношения,...

    Шамси С. Золотая Орда накануне распада: историческое повествование Шамси С. Золотая Орда накануне распада: историческое повествование
    Шамси С. Золотая Орда накануне распада: историческое повествование Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. — 223 с. Книга писателя-историка С.Шамси посвящена освещению сложных, даже трагических событий в истории Золотой Орды. Автор подробно анализирует внешние и внутренние причины постепенного ослабления татарского государства после смерти Узбек хана, когда возникает фактически 20-летняя гражданская...

    Трепавлов В. В. «Орда самовольная»: кочевая империя ногаев ХV-ХVII вв. Трепавлов В. В. «Орда самовольная»: кочевая империя ногаев ХV-ХVII вв.
    Трепавлов В. В. «Орда самовольная»: кочевая империя ногаев ХV-ХVII вв. М.: Квадрига, 2013. - 224 с. Книга известного историка В. В. Трепавлова посвящена истории могущественного государства Восточной Европы ХV-ХVI вв. - Ногайской Орды, от которой зависели астраханские, казанские и казахские ханы. Она унаследовала кочевую цивилизацию кипчакских ханств и Золотой Орды, распавшихся к XV в....

    Халид А. Ислам после коммунизма. Религия и политика в Центральной Азии Халид А. Ислам после коммунизма. Религия и политика в Центральной Азии
    Халид А. Ислам после коммунизма. Религия и политика в Центральной Азии М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 304 с. Новая книга американского историка Адиба Халида посвящена исламскому религиозному возрождению в постсоветской Центральной Азии. Автор пересматривает сформированные холодной войной советологические рамки, заставляющие жестко противопоставлять имперскую политику и становление...

    Ражбадинов М.З. Египетское движение Братьев-мусульман Ражбадинов М.З. Египетское движение Братьев-мусульман
    Ражбадинов М.З. Египетское движение Братьев-мусульман Научное издание. — М.: ИИИиБВ, 2004. — 432 с. Книга посвящена изучению основных тенденций развития современного политического ислама. Исследована идеология и политическая философия возникшей в Египте в конце 1920-х годов старейшей исламской организации «Братья-мусульмане», оказавшей большое влияние на развитие современного исламизма....

    Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье
    Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье М.: Наука, 1966. — 280 с. В работе прослеживается возникновение ислама, образование Арабского Халифата (Халифат Омейядов, Багдадский халифат), исследуется его политическая история, социальные и экономические отношения в Халифате....

    Юрченко А.Г. Опыт интерпретации средневекового описания империи Чингис-хана Юрченко А.Г. Опыт интерпретации средневекового описания империи Чингис-хана
    Юрченко А.Г. Опыт интерпретации средневекового описания империи Чингис-хана Open Society Institute, Research Support Scheme, Praha, 2000. — 171 p. В 1245 г. папа Иннокентий IV отправил первую дипломатическую миссию к великому хану монголов. Миссию возглавил францисканец Иоанн де Плано Карпини, чье донесение хорошо известно в мировой и отечественной науке. Донесение его спутника брата Бенедикта...

    Юрченко А.Г. Золотая Орда. Между Ясой и Кораном. Начало конфликта Юрченко А.Г. Золотая Орда. Между Ясой и Кораном. Начало конфликта
    Юрченко А.Г. Золотая Орда. Между Ясой и Кораном. Начало конфликта СПб.: Евразия, 2012. - 368 с. ISBN: 978-5-91852-051-2. Средневековые мусульманские дипломаты сообщают о том, что Берке, правитель кочевого государства, известного в истории как Золотая Орда, принял ислам. Означало ли это, что победоносная доктрина Вечного Неба уступила без боя место вере в Аллаха? Как на деле выглядело обращение...