М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 304 с.
Информация о файле: pdf, 15 mb.
Новая книга американского историка Адиба Халида посвящена исламскому религиозному возрождению в постсоветской Центральной Азии. Автор пересматривает сформированные холодной войной советологические рамки, заставляющие жестко противопоставлять имперскую политику и становление наций, а в советской модернизации видеть лишь репрессивный режим, стремящийся отнять у своих подданных их национальное наследие. Итогом исследования оказывается чрезвычайно сложная и неоднозначная картина, включающая в свою перспективу историю взаимоотношений между исламом и государством, начиная с эпохи проникновения ислама в Центральную Азию и заканчивая серединой 2000-х. Историю, в которой ислам не раз менял свою культурную функцию, по-разному встраиваясь в диалог между прошлым и современностью, религиозной и национальной идентичностями, культурным наследием и очертаниями будущего.
Многих, особенно на Западе, пугает возвращение ислама в Центральную Азию. Такие опасения характерны для тех, кто считает, что этот регион станет еще одним рассадником исламского фундаментализма, плодородной почвой для терроризма, по сути, естественным продолжением Афганистана и антизападных режимов Ближнего Востока. У людей на Западе есть причины бояться подобной перспективы. В ноябре 1991 года в узбекском городе Наманган демонстранты блокировали президента страны и потребовали, чтобы он провозгласил Узбекистан исламской республикой. В соседнем Таджикистане независимость переросла в кровавую гражданскую войну — как считалось, между набирающими силы исламистами и стоящими у власти коммунистами. К концу 1990-х годов в Узбекистане появились радикальные организации, которые стали бороться за свержение действующего режима и его замену на исламское государство. Самое заметное из них — Исламское движение Узбекистана (ИДУ) — начало налаживать связи с группами боевиков в раздираемом войной Афганистане, а его представители воевали на стороне талибов во время американского вторжения осенью 2001 года. Для многих наблюдателей ИДУ представляет будущее ислама в регионе, естественную кульминацию возрождения ислама. Такое мнение основано на определенных трактовках самого ислама, о которых редко говорят его сторонники. Согласно подобной позиции, ислам по природе своей несет политический заряд и потому естественным образом приводит к воинственной идеологии антизападной направленности. Семидесяти лет советской власти будто не было — раз ислам возродился, его политизация и милитаризация оказываются предопределены.
В настоящей книге проводится мысль о том, что история все же оставила свой отпечаток. Отношение жителей Центральной Азии к исламу, их восприятие ислама можно понять только с учетом семидесяти лет советской власти. И хотя эти семь десятков лет для долгой истории региона были лишь мгновением, общество и культура за советский период претерпели серьезную трансформацию, которая обособила Центральную Азию от остального мусульманского мира...
Содержание:
От автора
Введение
Ислам в Центральной Азии
Империя и проблемы современности
Наступление советской власти на ислам
Ислам как национальное наследие
Возрождение ислама
Ислам в оппозиции
Политика антитерроризма в Центральной Азии
Заключение. Андижан и после
Карты и Таблицы
Глоссарий
Избранная библиография
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!