М.: Восточная литература, 2002.— 247 с .: ил.
Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям вузов России и стран СНГ, где читают спецкурсы по истории и культуре кочевых народов Центральной Азии. В книге показаны специфика монгольской кочевой культуры, ее взаимосвязь с мифологией, насыщенность символикой. Автор выделила девять тем, каждая из которых посвящена одной из категорий культуры (пространство и время, календарь, этикет, счастье, число, цвет и т.д.), показав на их примере, что уникальность любой этнической традиции не отменяет факта единства законов развития человечества и универсальности идей, образующих фундамент его культуры.
Интерес к прошлому, истокам и истории своей культуры всегда волновал человечество. Периодически он, правда, затухал, но каждый раз возвращался, как только в истории наступал очередной великий перелом. В России это случается часто. Всплеск национального самосознания, поиски своей национальной идеи— характерная примета нашего времени. Одна сторона таких поисков — стремление получить ответ на вопросы «кто мы?» и «откуда мы?». Другая— выяснить «а кто они?». Чаще всего этот вопрос относится к народам-соседям, чья судьба переплелась с нашей собственной и оказала влияние на нашу историю и культуру.
В их числе монголы, население страны, которая с 1992 г. называет себя просто Монголия, или Государство Монголия (Монгол улс), отказавшись от прежнего названия Монгольская Народная Республика, которым пользовалась с 1924 г. Изучение истории взаимоотношений России и Монголии на протяжении недавно завершившегося второго тысячелетия—г задача историков. Меня же как этнографа гораздо больше интересует судьба традиционной монгольской культуры — того фундамента, на котором строится здание государства и всех его общественных структур в разные исторические эпохи...
Содержание:
Введение. Мир символов, традиций и реалий
Тема 1. Пространство и время монгольской степи
Мифологическое и реальное пространство
Юрта — центр мироздания
Очаг — центр юрты
Дверь, порог, дымовое отверстие — границы своего и чужого миров
Сакрализация внутреннего пространства юрты
Концентрический и линейный принципы освоения пространства
Законы кочевой топонимики
Этническое, родовое и государственное пространство: маркировка границ
Народная метрология
Три лика времени: мифологическое, историческое, бытовое
Тема 2. Монгольский календарь: один или несколько
Взаимосвязь календаря и типа культуры
Годовой хозяйственный цикл
Названия месяцев и народные приметы
Малое колесо времени: от года мыши до года свиньи
Твердые и мягкие, мужские и женские, счастливые и несчастливые годы и дни
Большое колесо времени: 60-летний цикл
О возможной прародине 12-летнего животного цикла
Тема 3. Праздники и праздничные игры
Зачем нужны праздники
Календарные праздники хозяйственного года
Белый месяц — Новый год
Канун и первый день Нового года
Жертвоприношение духу-хозяину родовой территории
Подарки, поздравления и первый «счастливый» гость
Новогодние гадания и магические игры
«Три игрища мужей»: страницы истории Надома
Национальная борьба и ее правила
Звания и награды победителям
Луки, стрелы и стрелки
Каждый монгол — наездник с детства
Семейные праздники найры
Тема 4. Пища мясная, молочная, растительная с точки зрения культурной традиции
Мясо и молоко — основа питания кочевников
Пять видов скота и способы употребления и заготовки мяса
Сырая кровь и вареная колбаса
Что можно сделать из молока
Свежее молоко: пить или не пить
Суутай цай, или чай с молоком
Всемирно известный кумыс
Степное и таежное собирательство
Охота и рыболовство — не только развлечение
Кухня кочевников и кухня земледельцев: результаты взаимодействия
Пища будничная, праздничная и ритуальная
Поверья, приметы и запреты, связанные с пищей
Культура питания
Тема 5. Счастье по-монгольски
Счастье — категория этническая
Буян’Хишиг, или народное понимание счастья
Как сохранить счастье в юрте и семье
Почаще хлопайте в ладоши!
Навоз с точки зрения благодати
Как уберечь новорожденного от грозящих ему неприятностей
«Очищение родимого пягша», «поворот годов», «исправление 81-го» и другие возрастные магические обряды
Гадать можно по-разному
Не произносите имена священных гор!
Тема б. Вручил подарок — получи отдарок
Дарение и ответный дар как универсальное средство коммуникации
Свадебный обмен подарками
Что подарить побратиму
Дань «девять белых» как форма обмена дарами
Идешь в гости — неси подарок
Дарение как часть календарной обрядности
Жертвоприношение — дар богам и духам
Тема 7. Поговорим на языке этикета
Язык этикета и психология общения
В юрту пришел гость
Магическая сила приветствия
Позы и их назначение
Поза сна и поза смерти
Походка настоящего мужчины
Язык жестов
Будничная трапеза и праздничное застолье
Есть мясо по-монгольски — это искусство
Обращайтесь правильно с костями!
Правила поведения во время найров
Трапеза свадебная, трапеза похоронная
Как вежливо обратиться к родственнику, знакомому и незнакомцу
Тема 8. Миром управляют числа
Числа как способ классификации явлений и предметов в культуре
Единица — целостность, двойка — дуальность
От триады до триратны
Число четыре — идеально устойчивая структура
Пентады монгольского мира
Магическая семерка
Восьмеричный путь спасения, и не только он
Пусть не вменяются в вину девять проступков!
Сакральная целостность числа 12
Сверхкруглое число 13
Тайна числа 108
Тема 9. Цвет и бытие
Цвета главные и второстепенные
Цветовая геосимволика монголов
Еще раз про «пять цветных, четыре чужих»
Вперед — на юг!
Сакральный белый цвет
Несчастливый черный цвет
О золоте и желтом цвете
Цвет в буддизме
Удивительные краски Монголии и закон гармонии Гёте
Цвет и орнамент
Заключение. Поймешь чужую культуру — лучше узнаешь свою
Литература
Словарь монгольских терминов
Контрольные вопросы
Информация о файле: djvu, 13 mb.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!