Смоленск: Инга, 1995. — 416 с.
Информация о файле: pdf, 48 mb.
Тема этой книги - люди императорского Рима, как они выглядели и что собой представляли: римский скульптурный портрет дан в соединении с тем повествовательным материалом, который содержится в произведениях античных писателей и в надписях; таким образом, искусство скульптуры и искусство слова взаимно дополняют друг друга. Римский скульптурный портрет является в высшей степени ценным психологическим документом мировой истории, так как виртуозная техника ваятеля сочетается в нем с беспощадным реализмом. Римский портрет, как и античная литература, убеждает нас в том, что античный мир был миром очень энергичных людей с чрезвычайно богатым разнообразием характера и интеллекта, был миром людей, психология которых во многом перекликается с психологией современного человека: у древних римлян были иные социально-экономические условия, иной исторический опыт, но в принципе они были такими же людьми, как и мы. В первом разделе речь идет о простом народе, в котором абсолютное большинство всегда составляют порядочные люди. Второй раздел состоит из статей, посвященных личностям императоров и их близких, которые оставили более или менее заметный след в истории либо своими достоинствами, либо пороками, либо не отличались ни тем, ни другим, но их внешность запечатлели первоклассные скульпторы. Настоящее издание не преследует целей искусствоведческого анализа. Текст античных авторов и надписей приводится в большинстве случаев в ранее опубликованных переводах, в которые, однако, внесены незначительные стилистические исправления и кое-где сделаны купюры.
ИМПЕРАТОРСКИЙ Рим — это третий, завершающий период истории древнего, рабовладельческого Рима. Ему предшествовали Рим царский, слабо мерцающий в густом сумраке далеких веков, и Рим республиканский, вышедший на широкую арену мировой ис эрии в III—II в. до н. э. и силой оружия подчинивший себе огромные территории.
Древние римляне всегда были агрессорами и не скрывали этого; война была их естественным состоянием. Удачные войны от века к веку приносили Риму все больше и больше материальных ценностей, а военнопленные, превращенные в рабов, постепенно стали все более и более использоваться в производстве, составляя конкуренцию труду свободного земледельца, римского гражданина.
Долговое рабство римляне запретили еще на заре своей истории, считая недопустимым превращение сограждан в рабов; разорившийся должник становился нищим, но не рабом.
Рабовладельческий способ производства в условиях Римского государства достиг наивысшего развития в период с конца III в. до н. э. до II в. н. э.; с конца II в. наступает тяжелый общий кризис рабовладельческого способа производства, который на протяжении III и IV вв. постепенно, но неуклонно утрачивает свою жизнеспособность и в V в. изживает себя; вместе с ним уходит в небытие античный Рим.
С конца III—начала II в. до н. э. на смену первоначальному, патриархальному рабству приходит рабство развитое, классическое; если когда-то, в давние времена, в Риме рабов было так мало, что они даже имен своих не имели и юридически считались детьми господина (если хозяина, например, звали Гай, то раб его именовался Гаипор, что означает «сын Гая»), то теперь рабов становится много и их труд широко применяется в производстве: раб фактически переходит на положение орудия производства, на положение вещи, которую берегут, пока она в хорошем состоянии, и которую выбрасывают, когда она пришла в негодность...
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!