Москва; Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2017. — 264 с.
Информация о файле: pdf, 24 mb
В исследовании Т. Вальцер и Ш. Темпля детально анализируются политические, квазиюридические и т.п. механизмы «“Ариизации” по-австрийски» — целенаправленного уничтожения социокультурного феномена еврейской Вены после Аншлюса 1938 г., прослеживаются судьбы расхищенных художественных ценностей, критически оцениваются формы, методы и практика реституции.
В грабительском походе «тысячелетнего рейха» против собственных соседей-евреев горожане Вены стали первопроходцам. Сразу же после объединения Австрии с нацистской Германией 12 марта 1938 года они приступили к «дикой ариизации» и тем самым подтолкнули центральные инстанции к попранию законов, которых хоть как-то регулировали изъятие собственности евреев повсюду, где начинали властвовать нацисты. Большая часть конкретных актов ограбления с этого момента очень хорошо задокументирована: ведь жители Вены тоже стали выгодоприобретателями гитлеровского режима. Тогда как после его падения Австрия вдруг оказалась маленьким альпийским государством, которое больше не хотело иметь ничего общего с соседней страной. Если в ФРГ союзники и значительная часть самого немецкого общества прилагали немало усилий, чтобы открыть людям глаза на злодеяния национал-социализма и внедрить демократическое мышление, в Австрии подобного не произошло. Страна, в том числе и жители Вены, так и осталась в роли невинной жертвы нацистов — самой первой среди таких жертв, которую освободили союзные войска. Последовавшую затем оккупацию, продлившуюся десять лет, в Австрии воспринимали как гнетущую несправедливость: разделение страны на зоны оккупации оказалось для ее населения более тяжким, чем национал-социализм и война. Лишь с уходом союзных войск возликовали и жители Вены: «Австрия свободна!» — и продолжали другими средствами то, что считали правильным; разрыва с прошлым не произошло. В частности, оставался аргументом, допустимым в приличном обществе, и антисемитизм, равно влиятельный в политике и в юстиции, в обществе и в экономике.
Гонения, преследования, экспроприации венских евреев, напротив, оставались вытесненными из венской действительности. Как только речь заходила об ответственности, городское население делилось на нацистских преступников и — приличных сограждан: тогда как отъем имущества соседями, неугомонными дельцами или мелкими клерками был повседневной рутиной.
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!