» » » Баглай В.Е. Ацтеки: история, экономика, социально-политический строй

Баглай В.Е. Ацтеки: история, экономика, социально-политический строй

Размещено на сайте: 6-06-2014, 10:34
  • 0

Баглай В.Е. Ацтеки: история, экономика, социально-политический строй Баглай В.Е. Ацтеки: история, экономика, социально-политический строй
М.: «Восточная литература» РАН, 1998. – 432 с.: ил., схемы. ISBN 5-02-017989-2

Информация о файле: pdf, 3 mb.



В книге впервые в отечественной историографии всесторонне обрисована одна из трёх великих древних цивилизаций Америки. Основой работы послужил огромный фактический материал, использование которого превращает её в компендиум знаний об ацтеках.

«Решено... было основать город, и дали мы ему название... Богатый город истинного креста... Избрали управителей города, алькальдов... на рынке водрузили позорный столб, а за городом построили виселицу. Так было положено начало новому городу» [14, т. 1, с. 69]. Именно так, привычно для завоевателей начали покорение ацтекского государства испанские конкистадоры. Позорные столбы и виселицы, разгул христианского религиозного фанатизма, эпидемии, нечеловеческого напряжения труд на плантациях и в шахтах отмечали включение (официальное, но не фактическое!) коренных жителей Нового Света в общечеловеческую историю. Именно так народ и государство, контролировавшие к моменту Конкисты значительную часть Мексики, были сокрушены объективно более прогрессивным, но отнюдь не более гуманным обществом Старого Света.

Культура, почти совершенно сметенная в считанные годы, тем не менее постоянно напоминала о себе. Всем известны огромные политико-экономические последствия для Европы открытия Нового Света. Но знакомство с новыми, неведомыми ранее народами оставило свой след и в европейской культуре. Предполагается, например, что план столицы древнеацтекского государства г. Теночтитлана-Мехико послужил прообразом знаменитого идеального города А.Дюрера. Мексика нового и новейшего времени несет на себе отпечаток этой легендарной культуры, борьба за независимость Мексики на разных ее этапах велась в том числе и под влиянием представлений о ее древнем величии. Входящее в официальную государственную символику изображение орла, сидящего на кактусе, также может быть понято только в свете древнеацтекской истории. Современная Мексика — дитя не только европейской цивилизации, ее живое и оригинальное лицо неразрывно связано с древними этнокультурными корнями, которые живы на этой земле несмотря на все зигзаги истории.

Что же представляла собой древняя Мексика, точнее, предмет нашего исследования — древнеацтекское государство, самый серьезный противник испанских завоевателей к моменту их прибытия в Новый Свет? Совершенно определенно можно сказать, что наряду с месоамериканскими цивилизациями ольмеков, тольтеков, майя, миштеков, давших выдающиеся образцы культуры, представители самой последней данной группы культур — мешики, или ацтеки, — опиравшиеся на достижения своих предшественников, занимают в этом ряду достойное место (при всех сложностях изучения их цивилизации и истории).

Науке известен целый ряд знаменитых древневосточных цивилизаций. Изученные с большей или меньшей степенью полноты, они вызывают заслуженный интерес у исследователей. Что касается ацтекского государства и его культуры, то отношение к ним менялось в разные эпохи, было неодинаковым у тех или иных ученых — в зависимости от их политических симпатий и антипатий, философских установок. Соответственно, весьма широк спектр оценок и методологических приемов: мрачная ортодоксия соседствует в историографии с романтическими и прагматическими взглядами. К сожалению, до сих пор древнеацтекская культура и история чаще всего воспринимаются сквозь призму хрестоматийной «индейской экзотики», которая, в свою очередь, почти всегда сводится к чудовищной, отталкивающей практике человеческих жертвоприношений, достигшей у ацтеков, по словам отдельных раннеколониальных авторов, необычайно широких масштабов. Согласно таким представлениям, жестокие и воинственные ацтеки, с именем которых ассоциируется слепая жажда крови и убийства, были настоящим бедствием для подвластных им центральноамериканских народов. Один из современных исследователей, придерживающийся такой оценки этого общества, уверяет, что оно олицетворяло собой «мечту» и «кошмар», было привлекательным и отталкивающим, поскольку храмы и дворцы, золото и роскошь соседствовали там с кровью и изуверством жестоких человеческих жертвоприношений [180, с. 13]. Другой, подчеркивая кровожадность ацтеков, выводит даже главную формулу их образа жизни — «убить или не убить» [320, с. 27].

По нашему мнению, подобный подход, сдобренный изрядной долей эмоций, мешает увидеть в древнеацтекской культуре многое весьма важное, существенное и принципиальное, что позволило бы наконец отказаться от представлений о ней как знаменитой главным образом своими человеческими жертвоприношениями. Они, конечно, были. Однако известно, что, например, в Финикии и Китае эпохи Шан-Инь богам и духам предков приносили такие же жертвы. Таким образом, подобная ритуальная практика объединяет доколумбову Мексику и развитые культуры древнего Востока. Понятно, что вследствие этого нельзя ставить знак равенства между указанными обществами. Но из сказанного тем не менее следует, что один отдельно взятый признак не может служить краеугольным камнем при оценке сущности изучаемого общества.

Ведь не только войны и кровь характерны для древнеацтекского общества. Древние мексиканцы создали глубоко своеобразную культуру, сочетавшую в себе грандиозность и величественность храмов и пирамид, поражающий своей точностью календарь, свой вариант и стиль пиктографического письма. Их общество породило оригинальную систему мировоззрения, в котором были тесно переплетены религиозные, военные и общечеловеческие идеи. Оно выработало свою собственную идеологию и систему представлений о мире и человеке, которая определяла не только весь их жизненный уклад, но и цели, форму и содержание искусства. Это было общество, в котором отнюдь не оригинальная архаическая жестокость соседствовала с ловкой и весьма искусной дипломатией, страстной внутри- и внешнеполитической борьбой. Оно жило по древнему принципу, согласно которому боги делают историю, а человек лишь терпеливо следует своей доле. И кровь жертв, принесенных во славу или во имя ацтекских богов, вливалась в гигантскую реку крови, пролитую человечеством в целом на протяжении всей его истории. Сомнительно, чтобы вина древних ацтеков в этом была самой значительной.

Очень важно по возможности всесторонне и на уровне современного знания проанализировать общественно-экономическую и политическую структуру ацтекского общества, его основные идеологические принципы и установки. Основанием для этого служат как письменные источники, так и памятники искусства и культуры...

Содержание:
Предисловие
Ацтеки в веках: основные этапы политической истории
Первопредки и начало истории
Мексиканская долина: судьбы народов и культур в доацтекский период
Основание Теночтитлана
Акамапичтли – первый ацтекский правитель
Правление Уитсилиуитля
История ацтеков и Мексиканской долины при Чимальпопоке
Тлатоани Итцкоатль и его эпоха: обретение независимости и начало подъёма ацтекского государства
Мотекусома I Старший: завоеватель и реформатор
Ашайакатль: тлатоани-полководец
Тисок – загадочный тлатоани
Тлатоани Ауитсотль и пик ацтекских завоеваний
Мотекусома II Младший – последний доиспанский тлатоани
Встреча двух миров: индейцы и конкистадоры
Хозяйство, материальная культура и система собственности
Этнодемографическая характеристика
Собирательство, охота, рыболовство
Аграрное производство
Формы землевладения
Ремесло
Торговля
Средства передвижения
Система повинностей
Социальная структура древнеацтекского общества
Знать светская и военная
Жречество
Торговцы
Ремесленники
Община и общинники
Майеки
Рабы
Ацтекское государство: структура власти, управление и право
Тлатоани и высший уровень власти и управления
Территориальная структура и управление покоренными народами
Обычное право и правоотношения
Заключение
Примечания
Список иллюстраций
Список литературы

,

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Комментарии:

Оставить комментарий
    Хэммонд И. Конкистадоры. История испанских завоеваний XV-XVI веков Хэммонд И. Конкистадоры. История испанских завоеваний XV-XVI веков
    Хэммонд И. Конкистадоры. История испанских завоеваний XV-XVI веков М.: Центрполиграф, 2002. – 230 с. Подробное и яркое историческое исследование, повествующее об истории испанских завоеваний в Центральной и Южной Америки, о жизни и деятельности испанских конкистадоров Э. Кортеса и Ф. Писарро, о тайнах древней культуры инков и ацтеков – коренных жителей Центральной и Южной Америки....

    Гуляев В.И. Древние цивилизации Америки Гуляев В.И. Древние цивилизации Америки
    Гуляев В.И. Древние цивилизации Америки М.: Вече, 2008. — 448 с.: ил. Кто такие индейцы и откуда они пришли? Существовали ли в древности связи между Старым и Новым Светом и кто на самом деле открыл Америку? Один из крупнейших учёных американистов В. И. Гуляев на основе археологического материала даёт нам уникальную возможность проследить эволюцию «америндов» – американских индейцев, начиная с...

    Вайян Дж. История ацтеков Вайян Дж. История ацтеков
    Вайян Дж. История ацтеков М.: Издательство иностранной литературы, 1948. – 311 с. Джордж Клапп Вайян (1901—1945), американский антрополог и археолог, уже с 1919 г. принимал участие в раскопках и вплоть до 1936 г. ежегодно участвовал в археологических экспедициях в Мексике, сначала в качестве сотрудника, а потом и руководителя. Вайяну принадлежит значительное количество специальных статей и...

    Ершова Г.Г. Фрай Диего Де Ланда (Биографическая повесть). Древние майя: уйт ... Ершова Г.Г. Фрай Диего Де Ланда (Биографическая повесть). Древние майя: уйт ...
    Ершова Г.Г. Фрай Диего Де Ланда (Биографическая повесть). Древние майя: уйти, чтобы вернуться (Истоки представления о модели мира) М.: Ладомир, 2000. — 564 с. Первая в мире биографическая повесть "Фрай Диего де Ланда" посвящена францисканскому монаху Диего де Ланде Кальдерону, отправившемуся в средние века из Испании в Новый Свет, а именно - в Мексику, обращать в христианство индейцев майя....

    Суриков И.Е. История и культура Древней Греции Суриков И.Е. История и культура Древней Греции
    Суриков И.Е. История и культура Древней Греции М.: Языки славянских культур, 2009. — 792 с. Книга представляет собой первый на русском языке энциклопедический словарь, целиком посвященный древнегреческой цивилизации и освещающий все ее компоненты, пути и специфику развития. Древнегреческая цивилизация занимает особое, уникальное место в истории человечества: она во многом стала тем фундаментом,...

    Нерсесов Я.Н. 250 веков доколумбовой Америки Нерсесов Я.Н. 250 веков доколумбовой Америки
    Нерсесов Я.Н. 250 веков доколумбовой Америки М.: МИРОС, 1997. — 320 с.: ил. Книга посвящена истории и культуре цивилизаций доколумбовой Америки от проникновения первобытных племен на территорию Нового Света до завоевания Центральной и Южной Америки испанскими конкистадорами. Предпринята попытка собрать, систематизировать и изложить в доступной для читателя школьного и студенческого возраста...

    Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана
    Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. – 416 с. Монография охватывает период Xi–iV вв. до н. э.; авторы ставят перед собой задачу проанализировать в свете новейших открытий археологии и эпиграфики совокупность проблем истории культуры и экономики древних государств Ирана....

    Ацтеки: Империя крови и величия Ацтеки: Империя крови и величия
    Ацтеки: Империя крови и величия М.: Терра, 1997. — 168 с.: цв.ил. — (Исчезнувшие цивилизации). В книге, продолжающей серию энциклопедий "Исчезнувшие цивилизации", рассказывается о древнем индейском народе, проживавшем на территории Мексики и имевшем свое государство, о его богатой культуре....

    Кинжалов Р.В. Культура древних майя Кинжалов Р.В. Культура древних майя
    Кинжалов Р.В. Культура древних майя Л., Наука: 1971. — 364 с. Задача настоящей работы — дать (впервые на русском языке) общую характеристику древней культуры народов майя за все ее более чем двухтысячелетнее раз­витие, начиная с самых ранних этапов и кончая трагической ги­белью от меча испанских конкистадоров....

    Рус А. Народ майя Рус А. Народ майя
    Рус А. Народ майя М.: Мысль, 1986. - 338 с. Книга прогрессивного мексиканского ученого-археолога содержит самый полный и всесторонний на сегодняшний день анализ цивилизации майя. Вместе с тем автор показывает жизнь и быт современных индейцев майя - потомков древнего народа, живущих ныне на территории Мексики, Гватемалы, Гондураса. Для широкого круга читателей....



 

Контакты:

электронный адрес na5ballov@bk.ru