Сост., авторы коммент. И. Л. Андреев, В. Н. Козляков; автор вступ. ст. И. Л. Андреев. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 576 с. — (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века).
Информация о файле: pdf, 17 mb
В сборник включены полемические произведения, различные документы XVI-XVII веков, раскрывающие взгляды современников на события Смутного времени, на легитимность государственной власти. Писатели Смуты были не сторонними наблюдателями — задевали и побуждали их к переживаниям обычно темы общественно значимые. Потрясенные происходящим, они создавали публицистические произведения, которые, как всполошные колокола, пробуждали к действию, а после окончания Смуты не давали забыть недавнее горькое прошлое ради понимания настоящего и будущего.
В продолжении долгих лет уроки Смуты — это преимущественно уроки «ценности» самодержавной власти и народной привязанности к ней, народного патриотизма и самопожертвования, опять же трактуемого в рамках монархизма. И лишь памятники времен Смуты возвращают нас в эпоху именно тех страстей и общественно-политических идей, которыми жило тогдашнее, потрясенное до основания общество.
Присказка про несчастье, которое помогло, как никакая другая подходит к Смуте. В том смысле, что обрушившиеся на страну невзгоды поневоле подтолкнули мыслящих людей к интеллектуальному поиску: явились новые, острые темы, в ином свете высветились также темы привычные, традиционные — о человеке, об ответственности «священства» и «царства», о власти, ее формах, пределах, легитимности. Испытанию и пересмотру подверглись прежние представления о государстве. Интеллектуальные искания проходили, однако, в совершенно иной, чем прежде, атмосфере. Стремительно разраставшийся кризис делал более актуальной связь Слова и Дела. Умозрительные построения уступали место действию, или, точнее, потребности к действию. Слово было призвано убедить, убежденность должна была воплотиться в поступке, поступок — привести к результату. Правда, извилистая логика Смуты нередко превращала поступок в проступок, придававший результату знак отрицательный. Так, к примеру случилось с первым самозванцем, который за год из долгожданного «природного» царя-избавителя превратился в порождение сатанинских сил и одновременно был осознан как «казнь», которую Бог наслал на Годуновых и на избравших его русских людей. Общественно-политическая мысль, утрачивая свою отвлеченность, превращалась в действенное оружие борьбы.
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!