» » Принятие христианства на Руси. Причины, особенности и значение

Принятие христианства на Руси. Причины, особенности и значение

Размещено на сайте: 27-05-2014, 07:54
  • 0

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про­поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киев­ская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами За­падной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

И еще один момент сыграл свое значение при выборе право­славия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К то­му же в этот период православие утверждалось в славянской Бол­гарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языко­вом отношении были родственны населению Киевской Руси. Че­рез болгарские богослужебные книги и болгарских священнослу­жителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.



Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­единения всех народов этого общества. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Принятие христианства способст­вовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, лите­ратура, история и философия,

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси, которая в значи­тельной мере приобретает византийскую форму. Устанавливает­ся тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинает­ся оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви переда­ются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные де­ла. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международ­ных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

,

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Комментарии:

Оставить комментарий
    Образование Древнерусского государства. Киевская Русь Образование Древнерусского государства. Киевская Русь
    Для Древнерусского государства процесс складывания предпосылок и существенных признаков государственности (публичной политической власти, единой территории, правовой и налоговой систем) длился в течение IX-XI вв....

    Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси
    Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси Киев: Наукова думка, 1989. — 298 с. Монография советского, а позже украинского, историка и археолога Михаила Юлиановича Брайчевского. В монографии с марксистско-ленинских позиций разоблачается буржуазная концепция ’’крещения Руси”. На основании изучения многочисленных источников показывается длительность и сложность процесса утверждения...

    Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов
    Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов Л.: Лениздат, 1986. — 287 с. Автор противопоставлял в книге научные данные об обстоятельствах христианизации Древней Руси богословским легендам и клерикальным мифам, искажающим причины, характер и последствия этого процесса. Книга написана в целях противодействия религиозно-клерикальной пропаганде, активизировавшейся в связи с...

    Петрушко В.И. История Русской Церкви с древнейших времён до установления па ... Петрушко В.И. История Русской Церкви с древнейших времён до установления па ...
    Петрушко В.И. История Русской Церкви с древнейших времён до установления патриаршества М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. – 356 с. Учебное пособие. Господь воздвиг Русскую Православную Церковь на громадных просторах восточной Европы в канун того драматического момента церковной истории, когда папский Рим отделился от Вселенской Церкви, и начала свое существование Римско-католическая церковь. Между...

    Савинов А. Владимир Святой Савинов А. Владимир Святой
    Савинов А. Владимир Святой М.: Ашет Коллекция, 2012. — 48 с. Серия: Российские князья, цари, императоры №9. При князе Владимире I Святославиче земли восточных славян объединились в составе Киевского княжества. Владимир Святой провел религиозную реформу, в результате которой Киевская Русь приняла христианство "византийского образца". Утверждение христианства как господствующей религии укрепило...

    Вернадский Георгий. Золотой век Киевской Руси Вернадский Георгий. Золотой век Киевской Руси
    Вернадский Георгий. Золотой век Киевской Руси Москва: Алгоритм, 2012. — 399 с. Книга всемирно известного историка Г. В. Вернадского (1887 - 1987), специалиста по истории средневековой Руси и царства Ордынского, посвящена периоду истории Киевской Руси от прихода варягов до монголо-татарского нашествия. На основе громадного количества источников автор дал широкую картину всех сторон жизни...

    Грицков В.В. Крещение Руси Грицков В.В. Крещение Руси
    Грицков В.В. Крещение Руси М.: Кучково поле, 2009. — 528 с. Книга известного писателя В.В.Грицкова содержит обзор основных событий из жизни двух ключевых фигур в истории Древней Руси: великого князя Владимира Святого и первого русского митрополита св. Михаила Киевского.Книга написана с привлечением большого количества исторических источников. Внесены отдельные уточнения в хронологию начальной...

    Наумов Д.Б. Влияние Византии на формирование и развитие государства Киевско ... Наумов Д.Б. Влияние Византии на формирование и развитие государства Киевско ...
    Наумов Д.Б. Влияние Византии на формирование и развитие государства Киевской Руси Монография. – Киров : Аверс, 2011. – 192 с. Монография посвящена исследованию влияния Византийской империи на формирование и развитие государства Киевской Руси. В работе проведен анализ основных событий в истории Древней Руси с учетом византийского и римского влияния. При изучении тех или иных исторических событий...

    Вернадский Г.В. Киевская Русь Вернадский Г.В. Киевская Русь
    Вернадский Г.В. Киевская Русь Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 1996. - 448 с. Киевская Русь - вторая книга Истории России Г. В. Вернадского, посвящена периоду от прихода варягов до монголо-татарского нашествия. На основе громадного количества источников автор сделал попытку отобразить все стороны жизни раннего русского государства....

    Тысячелетие введения христианства на Руси. 988-1988 Тысячелетие введения христианства на Руси. 988-1988
    Тысячелетие введения христианства на Руси. 988-1988 М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1993. – 240 с. Русская версия международного научного труда "Тысячелетие введения христианства на Руси. 988–1988" подготовлена к печати Институтом славяноведения и балканистики Российской Академии наук и Центром информации и документации Международной Ассоциации по изучению и распространению...



 

Контакты:

электронный адрес na5ballov@bk.ru