М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. – 328 с.
Информация о файле: pdf, 14 mb
Исследование английского востоковеда Дж. С. Тримингэма посвящено весьма интересному и важному вопросу о становлении, формах организации и дальнейшем развитии суфийских мистических братств — «орденов». Автор привлек к работе колоссальный оригинальный материал, так что работа может служить также справочным пособием.
Значительное и интересное исследование современного английского ученого Дж. С. Тримингэма «Суфийские ордены в исламе», предлагаемое вниманию читателей в русском переводе, уже своим названием подводит к обширному лабиринту проблем. Автор впервые в исламоведении предпринял попытку рассмотреть и проанализировать в историко-хронологическом и диахроническом аспектах весьма важный социальный институт — мистические (суфийские) братства, возникшие в исламе в конце XII в. Глубокий и неординарный труд Дж. С. Тримингэма (который вместе с тем может служить справочным пособием) вышел в свет в 1971 г. и до сих пор сохраняет свое значение, оставаясь единственным в своем роде. Дж. С. Тримингэм поставил перед собой задачу на обширном материале, почерпнутом преимущественно из первоисточников проследить общие закономерности и специфику процесса образования, развития и стагнации этого института в целом (доведя исследование до середины нашего столетия), а также выявить исторические и политические предпосылки, приведшие к его появлению в мире ислама. В тесной взаимосвязи с историей сложения отдельных мусульманских мистических братств прослеживается эволюция организационных основ «братств, их иерархия, структура, разновидности общин и обителей, механизм функционирования последних, обряды и ритуалы посвящения, частные системы и методы обучения практике мистического «пути познания», обязанности членов братств и т. п. Следовательно, книга Дж. С. Тримингэма посвящена по преимуществу особенностям и характерным чертам практического (прагматического, или рефлекторного) суфизма, который функционально осуществлялся через братства, а не специфике суфизма интеллектуального, т. е. не его религиозно-философским и этико-моральным доктринам и положениям. Разумеется, автор не оставляет без внимания и эти моменты. Философское учение теоретически обосновывало цель постоянных устремлений мистика-суфия: достижение духовного «единства с божеством», тогда как прагматический мистицизм разрабатывал конкретные методы и приемы (психотренинг и т. п.), которые должны были способствовать достижению этой цели. Именно прагматический мистицизм Дж. С. Тримингэм вполне резонно характеризует «как практическую, в сущности, дисциплину» и «как организованное культивирование религиозного опыта, направленное на непосредственное интуитивное ‘восприятие Единосущего».
Содержание:
О. Ф. Акимушкин. Суфийские братства: сложный узел проблем.
Предисловие автора.
Формирование школ мистицизма.
Основные линии тарикатов.
Формирование таифа.
Обновленческие движения XIX в.
Мистицизм и теософия орденов.
Структура орденов.
Ритуал и церемонии.
Роль орденов в жизни мусульманского общества.
Ордены в современном мусульманском мире.
Примечания.
Список сокращений.
Список цитированной литературы.
Приложения:
О ранних силсила.
Суфии, маламати и каландары.
Силсила Сухраварди.
Кадиритские группы.
Независимые ордены бадавийа и бурканийа.
Группы шазилийа в Магрибе, ведущие происхождение от ал-Джазули.
Группы мадйани и шазили в Египте и Сирии.
Рифа'итские таифа в арабском мире.
Указатели.
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!