М.: Вече, 2015. — 384 с., ил.
Книга посвящена драматическому пути становления и возвышения папства — общественного, политического и духовного института, сыгравшего огромную роль в жизни средневековой Европы, часто созидательную, иногда разрушительную.
Российскому читателю более известны колоритные фигуры римских пап эпохи Ренессанса: Сикста IV, Льва X. Александра VI Борджиа. Однако именно папы Высокого Средневековья, переживая то головокружительные взлеты, то гибельные падения, подготовило почву для европейского Возрождения.
Римские понтифики, "викарии Христа", независимо от личных склонностей и характеров, вели упорную борьбу за власть и влияние с самыми могущественными государями своего времени. Честный человек и беспринципный интриган, бешеный честолюбец и благочестивый аскет, взойдя на трон Св. Петра, одинаково стремились к единой цели — возвышению Римской церкви.
О некоторых папах написаны толстые монографии, о других известно только имя. Какими были эти люди, вершившие судьбу Европы, что за способы использовали они в тайной войне за всемирное господство? Рассказ об этом — захватывающая, почти детективная история, которая увлечет всех, кому интересны загадки прошлого человечества.
Папство — одно из крупнейших созидательных сил Средневековья. Его становление имело многовековую драматическую историю, начавшуюся в 395 г., когда последний император единой Римской империи Феодосий Великий скончался, разделив империю между сыновьями. Аркадию досталась восточная часть, получившая у современных историков название Византийской; западная часть отошла Гонорию. Сначала Христианская Церковь являла единое целое, поскольку сама империя только что была разделена между двумя братьями. Но отделение христианского Востока от христианского Запада пошло с небыкновенной быстротой, и различия между ними определили неодинаковую судьбу этих двух половин христианского мира.
Как писал Н. Бердяев, «для таинственных целей промысла Божьего распалась религиозная жизнь человечества на два опыта и два пути. Оба опыта и оба пути имеют свою миссию и восполняют друг друга. Нечестиво, безбожно было бы сказать, что правда исключительно здесь или исключительно там. Но понять различие этих опытов и победить вражду на разных путях мы можем и должны».
На Западе окончательно исчезли следы Римской империи, и Церковь, оставаясь единственной связью и руководительницей христиан, заняла ее место. Вследствие этого забота, лежавшая на иерархах Запада, усложнилась, к духовным интересам присоединились политические и светские.
В продолжение IV в. Римская церковь оставалась поместной, и неизвестно о каком-либо ее влиянии на другие Церкви. Если к римским епископам обращались по каким-либо вопросам, то только с целью получить их личное мнение. Вселенские соборные решения посылались Римской церкви для исполнения, как и другим Церквам. Но найти религиозное обоснование церковному первенству Рима оказалось нетрудно. Первопричиной возвышения Римской Церкви послужила идея, связывающая ее возникновение с деятельностью Петра, признанного на Западе князем апостолов...
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Николай I — «Божий атлет»
На руинах империи Карла Великого
«Порнократия»
Между Италией и империей
Папы «Оттоновского возрождения»
Возвращение пап-итальянцев
Святой Лев IX и разделение Церкви
Немецкие графы на престоле святого Петра
Борьба за реформы Церкви
Григорий VII — «Святой Сатана»
В Святую землю!
Борьба за инвеституру
Новая схизма
Папы и Римская республика
Папы и Фридрих Барбаросса
Апофеоз папства: Иннокентий III
Папы против императора Фридриха II
Переориентация на Францию
Катастрофа
Информация о файле: djvu, 11 mb.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!