Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. – 140 с. ил.
Монография посвящена одному из аспектов важнейшего направления старообрядческой идеологии – эсхатологии. Проанализированы сочинения первой половины XIX в., рассматривавшие в качестве воплощения Антихриста или его предтечи Наполеона I, публикуются тексты этих сочинений. Адресовано специалистам в области истории и культуры России, религиоведения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. «Какими судьбами Антихрист прославлен будет и воцарится»?
Глава 2. «Сказывал уральский есаул»?
Глава 3. «По исполнении от сотворения мира осьмой тысящи 350 лет... царствует Антихрист»
Заключение
Список сокращений
Сначала своей истории старообрядцы не сомневались в том, что Антихрист, появление которого предшествует концу света, либо уже воцарился в мире, либо вот-вот объявится. В связи с этим они продолжили возникшую еще до раскола церкви традицию «фактологического доказательства» и хронологических расчетов, чтобы определить точное время воцарения Антихриста. За основу в этих вычислениях старообрядцы брали «звериное число» 666, указанное в Апокалипсисе, как символ Антихриста, в сочетании с различными системами летоисчислений. Так, например, конец света ожидался в 1666 г., с учетом земной жизни Христа — в 1699-м.
Если авторам сочинений, в которых излагались размышления о признаках конца света, удавалось найти соответствия между современными им событиями и пророчествами библейских текстов, то это приводило к росту уверенности в скором наступлении последних времен. Особенно сильны были такие ожидания в периоды роста социального напряжения, например, во второй половине XVII в. в связи с церковной реформой, династической борьбой, выливавшейся в вооруженные столкновения; в период правления Петра I с его реформами и внедрением западных культурных традиций в русскую патриархальную жизнь; в первой четверти XIX в. с ее наполеоновскими войнами; в период так называемой николаевской реакции, жесткой внутренней политики Николая I, как результата восстания декабристов и попытки предотвратить в России революционные движения, аналогичные тем, что охватили в это время Европу; в XX в. с его революциями и политикой советской власти. Жизнь на всех этапах истории готова предоставить «доказательства» приближающегося конца света желающему их обнаружить.
В соответствии с теорией чувственного Антихриста 1 , по которой враг рода человеческого является в мир, воплощаясь в одном конкретном персонаже либо в нескольких, в старообрядческой литературе все русские государи, начиная с Алексея Михайловича, санкционировавшего церковную реформу патриарха Никона, объявлялись воплощением Антихриста или его предтечей.
Среди образов в контексте теории чувственного Антихриста особое место занимает фигура Петра I как первого императора; в большинстве старообрядческих сочинений отсчет русских правителей, в которых воплотился Антихрист, начинается с него, а не с Алексея Михайловича.
Информация о файле: djvu, 11 mb.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!