М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Часть 1. – 400 с., Часть 2. - 400 с.
Информация о файле: djvu, 15 mb
В современном гуманитарном знании изменяется статус истории культуры. Она воспринимается не в качестве «дополнения» и «украшения» социально-экономической истории, а как область гуманитарного знания, способная вместить в себя всю историю,
рассказанную языком идей, образов, явлений духа, психологических порывов и интеллектуальных событий, то есть языком разнообразных «культурных текстов».
Принципиальная позиция авторов состоит в признании за культурой собственных законов развития. Духовная жизнь нации имеет внутренний потенциал, который реализуется относительно независимо от социальных, политических, экономических процессов. Выживать в неблагоприятных социально-экономических ситуациях и политических катаклизмах культуре позволяют собственные внутренние силы. Этим объясняются разительные диссонансы в жизни нации, когда, скажем, в разгар «реакционной политики» Александра III в России начинает формироваться «серебряный век».
Изучение истории русской культуры авторам учебника видится чрезвычайно важным компонентом современного гуманитарного образования. История культуры, представленная в данном учебном пособии, не совпадает ни с искусствоведением и литературоведением, ни с теорией культуры, а интерпретируется как процесс и результат национальной самоидентификации России, выраженные в ее культуре. Методологические принципы реализованы в содержании и структуре учебника следующим образом. Во-первых, авторы сознательно отказались от «линейного» изложения истории культуры по принципу нанизывания фактов. Основной метод — построение модели культуры (одной или нескольких), характерной именно для данной культурно-исторической эпохи. С этой целью центральное место при изложении особенностей каждой культурно-исторической эпохи занимает реконструкция культурной доминанты. Рассматривая все сферы культурного творчества в каждую эпоху, авторы тем не менее отдавали предпочтение тем, в которых культурная доминанта проявила себя наиболее ярко, т. е. лидирующим сферам культуры. Иногда эту роль выполняла литература, иногда живопись, поэзия или образование.
Во-вторых, выстраивая живую, динамичную модель каждой культурной эпохи, авторы стремились выявить внутренний механизм саморазвития культуры. Что позволяло ей выживать и находить новые точки роста? Откуда черпались ее силы? В книге рассматриваются «моторные» функции таких явлений, как культурный диалог, заимствование, адаптация иных культурных традиций, транслирование образцов, трансформация систем ценностей и идеалов и др.
В-третьих, авторы несколько сдвинули привычную периодизацию во втором разделе, посвященном русскому средневековью.
В него включена и древнерусская культура, поскольку она рассматривается не в качестве отдельной эпохи, а в связи с
проблемой генезиса русской культуры как культурная основа моделей средневековья.
Учебник состоит из двух частей. Первая часть включает разделы «Культурный мир русского средневековья» и «Русская культура на пороге нового времени». Хронологически охвачен период с X до начала XIX в. Во второй части учебника рассматриваются ведущие культурные модели нового времени и культурные поиски XX в. В новое время многие процессы в культуре происходят параллельно. Поэтому периферийные и традиционные феномены культуры, которые сохраняли свои позиции, в том числе на протяжении всего XIX в., рассматриваются во второй части учебника.
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!