М.: Наука, 1984. — 257 с.
Информация о файле: pdf, 5 mb.
Работа представляет собой монографическое исследование, посвященное обычно-правовым нормам, на основе которых осуществлялось общинное землепользование и поддерживались имущественные внутрисемейные отношения. Показано значение этой работы для дальнейших исследований социально-экономической истории русской деревни, ее хозяйства и быта.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
§ 1. Обычное право в отечественной науке XIX — начала XX в.
§ 2. Марксистская постановка проблемы обычного права
ГЛАВА ВТОРАЯ ТИПОЛОГИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬИ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ОБЩИНЕ ПО ОБЫЧНОМУ ПРАВУ
§ 1. Крестьянское землепользование (основные историографические и типологические аспекты вопроса)
§ 2. Земельное обычное право сложной и деревенской общинной организации в крепостной деревне
§ 3. Земельное обычное право крестьянского двора в крепостной общине
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ СЕМЕЙНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО ОБЫЧНОМУ ПРАВУ В КРЕПОСТНОЙ ДЕРЕВНЕ
§ 1. Имущественные отношения в малых и отцовских неразделенных семьях
§ 2. Имущественные отношения в неразделенных братских семьях
§ 3. Имущественные права примаков
§ 4. Обеспечение нетяглых и нетрудоспособных членов крестьянских семей
§ 5. Личное имущество в крестьянской семье
§ 6. Влияние на обычное право помещичьих инструкций и законодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дворянская и буржуазная историко-правовая наука в России обратила внимание на неписаные нормы, определявшие повседневную внутреннюю жизнь русской деревни, в первой половине XIX в. Русские правоведы второй половины XVIII — начала XIX в. (М. Артемов, Терлаич, Кукольник) сближали русское гражданское право с римским, а потому не задумывались о каких-либо национальных началах отечественного права. В других историко-правовых трудах гражданские законодательные нормы рассматривались в сословном аспекте в соответствии с социальным строем государства, а потому в них и речи быть не могло о каких-то правах податного населения, прежде всего крепостного крестьянства, которыми оно руководствовалось в своей жизни.
В первой половине XIX в. в связи с развертывавшейся острой теоретической борьбой о путях развития общественных отношений и государства с древнейших времен в русской историко-правовой литературе было обращено большое внимание на обычай как источник писаного права в процессе его становления и кодификации. Вместе с тем по мере развития начал буржуазного права историки-правоведы в России обратили также внимание на нормы гражданских взаимоотношений, бытовавшие в среде крестьянства и не совпадавшие с действовавшим законодательством. «Открытие» обычного права породило многочисленные споры, продолжавшиеся вплоть до начала XX в. Эти споры имели как теоретический характер, когда они касались сущности обычного права и возможности его изучения на разных этапах сложения писаного права, так и практическую направленность — о применимости обычно-правовых норм в судебной и административной практике пореформенной России.
Крупный русский правовед первой половины XIX в. Ф. Морошкин в своем панегирике Соборному уложению 1649 г. рассматривал право «безусловной принадлежностью народа», «делом его совести». «Право живет в народных обычаях...»,—писал он.
Ф. Морошкин рассматривал обычай как основной источник Уложения, принятие которого, по его мнению, диктовалось усложнением гражданских отношений, в результате чего «законодатели начали двигать народными убеждениями» и «открылся в истории законодательства период переселения обычая в положительное законодательство, период прехождения права в закон». Этому периоду, по убеждению Ф. Морошкина, «принадлежит честь освящения древнего обычая в судебный приговор, утверждавший самодержавие царей и беспредельное повиновение народа»". «В домашнем быту русского селянина можно изучить в малом виде все основные идеи, все обычаи, весь процесс государственной жизни, принятый Уложением. А народность законов не есть ли первое условие их действительности!» — восклицал Ф. Морошкин. Провозглашая Соборное Уложение и Новоуказные статьи 1670-х годов законодательством «в высшей степени народным» Ф. Морошкин все же отмечал, что далеко не все «народное убеждение», «юридические истины, положения и обычаи из гражданской жизни народа» вошли в состав Уложения, объясняя это невозможностью законодательно исчерпать «богатый источник обычного права, этот неиссякаемый запас народных убеждений, народной совести».
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!