М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 186 с.
Монография впервые раскрывает идейные истоки и историко-философский смысл обращения к католицизму части русского общества XIX века. Автор устанавливает взаимосвязь воззрений Александра I и М.С.Лунина, по-новому интерпретирует творчество великих мыслителей П. Я. Чаадаева и Вл. С. Соловьева. Источниковая основа — Архив Славянской библиотеки Парижа, основанной как собрание материалов русской эмиграции иезуитом кн. И. С. Гагариным.
Самые знаменитые либеральные движения XIX века — западники и славянофилы — хорошо известны. Однако было бы упрощением считать, что спектр общественных идей эпохи Николая I исчерпывался борьбой сторонников и противников общины и промышленного развития. В период расцвета романтизма и всемирного торжества немецкой идеалистической философии было бы странным ожидать увлечения одними экономическими и социальными проблемами. Свобода духа представляла для людей середины века не меньший интерес, чем свобода крестьян или свобода торговли.
Конечно, западники и славянофилы уделяли внимание раскрепощению умов, но на первый план выдвигали все-таки отмену крепостного права. Однако существовала и противоположная позиция: законодательное освобождение общества бессмысленно без духовного освобождения, свобода на бумаге не принесет пользы без свободы мысли и ее выражения.
Форма существования течения, представлявшего эту точку зрения, была столь своеобразна, что люди и идеалы его редко принимались всерьез современниками, потомками и историками. Лишь тень его скользит по страницам научной литературы. Тень со странным названием — «русский католицизм».
Информация о файле: pdf, 11 mb.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!