Антология. — СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 1998. — 871 c. — (Русский Путь).
Информация о файле: pdf, 35 mb
С 1836 года в России возникла и продолжает множиться большая литература, которая стремится понять замысел П.Я. Чаадаева о России и человечестве и угадать причину вечной актуальности его идей. В книге представлены исследования и полемические материалы, наиболее представительно отражающие переменчивую картину отношения русского общества (1836-1996) к его идеям.
Уже более полутора веков прошло со дня выхода в свет первого «Философического письма». Казалось, споры по его поводу, доносы, официальное запрещение — результат случайностей, личных амбиций, даже перепада настроения действующих лиц. Но более чем полуторавековая история «Философического письма» и других произведений Чаадаева показали другое: «бас-манный философ» — зеркало, в которое смотрится Россия на переломных этапах своей истории. И ранее, и сейчас — «Письмо» не только исторический факт, покрытый архивной пылью. Оно всегда вызывало бурную эмоциональную реакцию — от безусловного принятия до столь же безусловного отторжения. Речь идет о патриотизме истинном или мнимом, праведном или греховном. Что касается Чаадаева, то спор о нем в этой плоскости — как о патриоте или ненавистнике России — решен давным-давно, что бы об этом ни писал Н. И. Ульянов или кто-либо из его неловких подражателей. Слова Д. С. Лихачева: «Чаадаева стыдно прятать. Те, кто прячет его, очевидно, втайне верят, что в своем отрицании значения России Чаадаев, “может быть, и прав”.
Поспешно утверждать, что за истекшие сто шестьдесят лет изучение Чаадаева состоялось и мы можем закрыть последнюю страницу его сочинений. Напротив, сейчас на «карте» Чаадаева заметнее проступили белые пятна: недостаточно исследованы идейные истоки его мировоззрения; комплекс религиоведческих проблем, выдвинутых им, еще только начинает становиться предметом специального изучения; неудовлетворительно освещается социально-политическая позиция мыслителя — правильное по сути представление о нем как о противнике самодержавия-самовластья и крепостничества еще не раскрывает его положительной программы. Только после рассмотрения этого и других вопросов он может быть с достаточной определеностью вписан в историю русской религиозной философии и национально-государственной мысли.
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!