Владивосток: Дальнаука, 2017. — 232 с.
Информация о файле: pdf, 12 mb
Автор рассматривает мифологические, исторические, анимистические, тотемические и другие представления, которые характерны для народов, стоящих на низком уровне социально-экономического и культурного развития. В книге содержатся исторические предания, выявляется их значение в культуре тунгусо-маньчжурских этносов Приамурья и Приморья, приводятся мифологические сюжеты о происхождении человека, родов и народов, мифы о животных и удачных промыслах. Изучаются почитание семейного духа и хранителя дома, культы священного дерева, сакральных скал и тотемных животных. Анализируются представления о многочисленных добрых хозяевах природы и злых духах. Относительно подробно освещены обряды и обычаи, запреты и приметы охотников. Особое внимание уделяется шаманам и вере в их возможности управлять духами и душами людей.
Настоящее исследование подготовлено на основе авторских полевых материалов, собранных на протяжении многих лет (1969–
2012 гг.) среди тазов и тунгусо-маньчжурских этносов Нижнего Амура и Приморья – удэгейцев, нанайцев, орочей, ульчей, негидальцев и др. Обращает на себя внимание тесная связь материальной культуры и хозяйственной деятельности данных народов с элементами анимистических, магических и др. воззрений на природу. Последовательно обнаруживается идея, что вся природа живая, что любой предмет имеет душу, с которой человеку, не отделяющему себя от окружающего мира, приходится считаться, ведь в противном случае можно навлечь на себя гнев какого-либо духа, причём не только злого, но даже и доброго.
Традиционная охотопромысловая деятельность в сочетании с анимистическими воззрениями способствовали возникновению у аборигенов края многочисленных поверий о существовании хозяев природы и всевидящих духов, отслеживающих каждый шаг человека и наказывающих его за неблаговидные поступки. Эти и другие представления настолько интересны и необычны, что при опросе коренных народов о способах и методах охотничьего или рыболовного промысла автор всегда уделял внимание духовной стороне их хозяйственной деятельности и фиксировал наблюдения в своих дневниках. Так постепенно накапливался материал, со временем ставший основой для статей, в которых нашли отражение различные культы хозяев природы, священных скал, магические и лечебные ритуалы, тотемические воззрения, вопросы шаманизма и т.д.
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!