СПб.: Наука, 2003. — 245 с.
Информация о файле: pdf, 18 mb.
Вопрос о зависимости нашей церкви от церкви и царства Нового Рима принадлежит к коренным вопросам русской истории. Предлагаемая работа является попыткою пересмотра некоторых сторон церковно-политической жизни Киевской Руси X—XII вв. в связи с указанным выше вопросом при наличности тех новых и важных результатов, к каким пришёл в исследованиях над русскими летописными сводами и памятниками дотатарской Руси академик А. А. Шахматов, особенно в своих «Разысканиях о древнейших русских летописных сводах» (СПб.,1908).
Печатается по изданию: М. Д. Присёлков. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. С.-Петербург, 1913.
Вопрос о зависимости нашей церкви от церкви и царства Нового Рима принадлежит к коренным вопросам русской истории. Идеал вселенского царства, постоянно предносившийся взорам византийских политиков и вселявший им веру в лучшее будущее даже в периоды тяжких политических падений Империи, при безграничном презрении ромеев к варварам, сводился в итоге к огречи-ванию и порабощению всех народов, входивших в формах той или иной зависимости в состав Империи Нового Рима. Отсюда быстрое развитие национального сознания варварских народов и их упорная борьба с Империей, приводившая при искусной дипломатической игре византийской политики, умевшей мириться, по необходимости, с существующим до первых благоприятных условий, и при известной превратности судеб второго Рима к постоянной смене форм церковной и политической зависимости варваров от Империи.
Русской церкви и державе пришлось испытать в своей исторической жизни и эту борьбу с Империей, и эту смену форм зависимости, пришлось вытерпеть на себе идеал вселенского царства, чтобы впоследствии взять его в свои руки и сделать как идеал третьего Рима политическим лозунгом не на одно поколение.
В русской исторической науке, вследствие особых условий разработки вопросов церковной истории, с одной стороны, направления внимания русских историков на иные стороны исторического процесса, с другой, нашему вопросу не посчастливилось, и здесь дальше самых общих и приблизительных схем не шли.
Предлагаемая работа является попыткою пересмотра некоторых сторон церковно-политической жизни Киевской Руси X—XII вв. в связи с указанным выше вопросом при наличности тех новых и важных результатов, к каким пришел в исследованиях над русскими летописными сводами и памятниками дотатарской Руси академик А. А. Шахматов, особенно в своих «Разысканиях о древнейших русских летописных сводах» (СПб., 1908).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ГЛАВА I. УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ В КИЕВСКОЙ РУСИ
§ 1. Обосложненность для варварских народов принятия новой веры вопросом о формах церковной иерархии
§ 2. Вопрос о принятии новой веры до установления державы Игорева рода
§ 3. Договоры с греками, как источник изучения вопроса о принятии новой веры
§ 4. Попытки св. Ольги решить вопрос об установлении независимой иерархии и ее неудача
§ 5. Время Святослава, его болгарские походы
§ 6. Образование новой Болгарской державы Самуила; царь Роман; независимая церковь новой державы
§ 7. Вопрос о принятии новой веры в пору борьбы Святославичей
§ 8. Болгарский поход Владимира Святославича
§ 9а. События 987—989 гг. Русские источники
§9б. События 987—989 гг. Греческие источники
§ 9в. События 987—989 гг. Сопоставление греческих источников с Древнейшим сводом 1039 г.
§ 9г. События 987—989 гг. Сопоставление известия Яхъи с Древнейшим сводом 1039 г.
§ 9д. События 987—989 гг. Владимир не взял церковной иерархии из Византии
§ 10а. Владимир взял церковную иерархию из державы Самуила
§ 10б. Христианские имена святых Бориса и Глеба подтверждают это
§ 10в. Разбор известий о первых киевских митрополитах дает имя архиепископа Иоанна, бывшего патриарха Охриды
§11. Завоевание державы Самуила Византией ввело нас в зависимость церковную от последней
§ 12. Нейтральное положение Владимира в борьбе Византии с Болгарией
§13. Русская церковь в составе Охридского патриархата; число епископий и порядок их замещения
§ 14. Десятинная церковь — кафедральный собор; Киевский епископ Анастас Корсунянин
§ 15. Время установления в Киеве Охридской иерархии
§ 16. Неудовлетворенность в Киеве решением вопроса о церковной иерархии св. Владимиром; борьба Владимировичей
§ 17. Отношения императора Василия к Охридской церкви понятны только в сопоставлении с киевскими событиями
§18. Ярослав в 1019 г. признал завоевание Болгарии Византией
§ 19а. Отражение завоевания Болгарии в Киеве. Судьба Анастаса
§ 19б. Вопрос о канонизации святых в русской церкви до XV в.
§ 19в. Ярослав желает канонизации св. Ольги и варягов-мучеников
§ 19г. Ярослав добился канонизации святых Бориса и Глеба
§ 20. Русская церковь в составе архиепископата Охриды
§21. Хрисовулы императора Василия Охридской церкви в передаче XIII в. не сохранили названий русских епархий
ГЛАВА И. УСТАНОВЛЕНИЕ В КИЕВЕ ГРЕЧЕСКОЙ МИТРОПОЛИИ. ВРЕМЯ ЯРОСЛАВА
§ 22. Время установления митрополии в Киеве
§ 23. Ярослав в этом вопросе действовал с Мстиславом
§ 24. Создание Юрьевской кафедры
§ 25. Разница воззрений на новую митрополию Ярослава и Византии вела к неминуемому столкновению
§ 26а. Деятельность первого митрополита. Древнейший свод 1039 г. о церковных событиях до 1037 г.
§ 266. Истинное православие только с 1037 г.
§ 26в. Гонение митрополита на учреждения и деятелей охридской поры
§ 21а. Размирье с Византией 1043 г. Греческие источники
§ 216. Отношения Руси к Византии до 1043 г.
§ 28. Военные тревоги Империи за 1048—1052 гг.
§ 29. Ярослав «поставил» Илариона
§ 30 Слово о законе и благодати говорило о церковных событиях Киевской Руси
§ 30а. Оно составлено, вероятно, до 1043 г.
§ ЗОб. Его автор — Иларион, еще пресвитер
§ 31 а. Основная тема Слова: время зависимой церковной иерархии для Руси прошло, теперь — время свободы, не рабства
§ 31б. Основная тема Похвалы: князь Владимир должен быть канонизован
§ 32. Отстранение Илариона с кафедры до 1053 г.
§ 33. Известия о митрополите Ефреме
§ 34а. Итог княжения Ярослава в церковном вопросе
§ 34б. Вопрос о месте Киевской митрополии в ряде митрополий патриархата Империи
ГЛАВА III. КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ ЭПОХИ ЯРОСЛАВИЧЕЙ
§ 35. Распад наследства Ярослава и триумвират старших Ярославичей
§ 36а. Церковный вопрос в их соглашении. Новые епископии
§ 36б. Время соглашения о новых епископиях
§ 36в. Монастыри Ярославичей в Киеве
§ 36г. Время церковного раздела совпадает с появлением нового митрополита
§ 36е. Волнения в Киеве в связи с переговорами Ярославичей с Византией
§ 37. Революция 1068 г. в Киеве
§ 38. Митрополит и князья на празднике святым Борису и Глебу в 1072 г.
§ 39. Святослав в Киеве и международные отношения
§ 40а. Разрыв Святослава с митрополией
§ 406. Киевские события в письмах императора Михаила VII
§ 41 а. Перенесение митрополии в Переяславль за время княжения в Киеве Святослава
§ 416. Имя Переяславского митрополита — Лев
§ 42а. Известия о епископе Ростовском Леонтии
§ 426. История первых епископов Ростова
§ 43. Восстановление в Киеве митрополии
§ 44. Формы разрыва Святослава с митрополией
§ 45. Митрополит Иоанн Продром
§ 46а. Послание митрополита Иоанна Клименту III. Мнение В. Г. Васильевского
§ 466. Датировка Послания
§ 47. Ссора Всеволода с митрополитом Иоанном
§ 48. Раздел земель по смерти Святослава. Смерть Изяслава
§ 49. Всеволод в Киеве
§50. Время устроения Тмутороканской епархии
§51. Передел епископий в связи с открытием кафедры Волыни
§ 52. Отношение Всеволода к митрополии
§ 53. Усвоение мысли о хождении апостола Андрея на Русь
§ 54. Недоразумения Всеволода с митрополитом и перемена церковной политики
§ 55. Митрополит Иоанн скопец
Г Л А В А IV. НАЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ
§ 56. Трудность изучения начальной истории монастыря
§ 57. Свод Никона 1073 г. и Житие Феодосия Нестора — источники ранней истории монастыря
§ 58. Поселение Антония в пещере Илариона
§ 59. Известия о Никоне
§60. Личность и воззрения Никона
§61. Никон — митрополит Иларион, принявший схиму
§ 62. Противодействие митрополита созданию монастыря из пещеры Илариона
§63. Печерский монастырь. Число братии
§64. Уход игумена Варлаама
§65. Избрание Феодосия в игумены
§ 66я. Устроение монастыря Феодосием. Земля и средства
§ 66б. Число братии
§ 66в. Введение Студийского устава
§67. Сочувствие монастырю Изяслава и общества
§ 68. Возвращение из Тмуторокани Никона
§ 69. Монастырь в событиях 1068 г.
§ 70. «Распространение» монастыря. Пожертвования
§71. Попытка монастыря умиротворить ссору Ярославичей
§ 72. Примирение Феодосия со Святославом. Закладка каменного храма
§73. Кончина игумена Феодосия. Стефан
§74. Удаление игумена Стефана
§ 75л. Игуменство Никона. Партия ревнителей
§ 756. Отношения с Изяславом и его семьей
§ 15в. Былые отношения Всеволода к Печерскому монастырю
§ 75г. Вопрос о канонизации Владимира и Феодосия, поднятый игуменом Никоном
§ 753. Неудача в расчетах на поддержку Всеволода
§ 76. Смерть Никона и новая политика уступок
Г Л А В А V. БОРЬБА ВОКРУГ ВОПРОСА О КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ ВЛАДИМИРА И ФЕОДОСИЯ. ЖИТИЕ АНТОНИЯ И КОРСУНСКАЯ ЛЕГЕНДА
§ 11а. Находка Жития Антония побудила епископа Симона взяться за труд о Печерской обители
§776. Разбор источников первого Послания Симона
§ lie. Ход работы епископа Симона
§ 77г. Разбор источников второго Послания Симона
§ 773. Время составления Жития Антония
§ Не. Источники труда епископа Симона
§ 11 ж. Литературные приемы Поликарпа
§ Из. Разбор источников труда Поликарпа
§ 78. Другие источники, кроме Патерика, для восстановления Жития Антония
§ 79. Житие Антония, его заглавие, содержание, время и место составления
§80. Тенденции Жития Антония
§81. Судьба Жития Антония
§82. Корсунская легенда, ее содержание
§83. Тенденции Корсунской легенды
§ 84. Автор и время составления Корсунской легенды
§85. Перелом церковной политики Всеволода
§86. Погребение Всеволода
ГЛАВА VI. КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ И ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ ПРИ ВНУКАХ ЯРОСЛАВА. ВРЕМЯ СВЯТОПОЛКА И МОНОМАХА
§ 87. Пятилетний перерыв в замещении митрополичьей кафедры Киева
§ 88. Святополк в Киеве. Отношения к первой дружине и Печерскому монастырю
§89. Первые годы княжения Святополка. Епископские кафедры
§ 90. Примирение Святополка с первой дружиной и Печерским монастырем
§91. Митрополит Николай
§ 92а. Начальный свод 1095 г., его источники
§ 926. Взгляд игумена Ивана на русскую церковь
§ 92в. Корсунская легенда в Начальном своде
§ 92г. Житие Антония в Начальном своде
§ 93. Недоразумения Святополка и Мономаха с митрополитом Николаем
§ 94а. Поставление новых епископов. Церковная политика Мономаха
§ 946. Устроение Полоцкой епископии
§ 95а. Отношение Святополка к Печерскому монастырю при новом митрополите. Канонизация св. Феодосия
§ 956. Титул игумена Феоктиста. Избрание его преемника
§ 95в. Свод Нестора о времени княжения Святополка
§ 95г. Поставление Феоктиста в Чернигов
§96. Смерть и погребение Святополка
§ 97. Вступление в Киев Мономаха
§98. Поставление новых епископов
§ 99. Отношения Мономаха к митрополиту и Печерскому монастырю
§ 100. Междукняжеские отношения времени Мономаха
§101. Перенесение мощей святых Бориса и Глеба
§ 102. Церковная политика Мономаха и отношения с Византией
§ 103. Личность Мономаха
§ 104. Передел епископий в конце княжения Мономаха
§ 105. Погребение Мономаха
ГЛАВА VII. КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ И ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ ВРЕМЕНИ УПАДКА КИЕВСКОЙ РУСИ
§ 106. Вопрос о границах и новых епископиях по смерти Мономаха
§ 107. Смерть митрополита Никиты и прибытие митрополита Михаила
§ 108а. Принижение Печерского монастыря при Мстиславе
§ 1086. Нифонт, епископ Новгородский, грек — брат Печерской обители до епископской кафедры
§ 109. Прекращение княжеских погребений в св. Софии и Десятинной церкви. Канонизация Мстислава
§ 110. Междукняжеские отношения при Ярополке
§111. Раздел епископий
§112. Печерский монастырь при Ярополке
§113. Церковная политика Черниговского дома
§114. Епископские назначения времени Всеволода Ольговича
§115. Печерский монастырь — ставропигия патриарха
§116. Ликвидация этой эпохи в летописании Печерской обители конца XII в.
§117. Причины ссоры Всеволода с митрополитом Михаилом
§ 118. Отъезд митрополита Михаила в Византию
§ 119а. Изяслав в Киеве. Отношения епископов
§1196. Заточение Иоакима Туровского
§120. Колебания Изяслава в церковном вопросе. Междукняжеские отношения
§ 121. Собор епископов в 1147 г.
§ 122. Убийство киевлянами Игоря. Канонизация и Житие Игоря
§123. «Посажение» Нифонта в Киеве
§124. Борьба Изяслава с Юрием
§ 125. Изяслав в последний раз в Киеве
§ 126. События в Киеве по смерти Изяслава до вступления Юрия
§127. Междукняжеские отношения в 1154 г.
§128. Восстановление Юрием греческой митрополии
§129. Митрополит Константин и его деятельность
§130. Смерть и погребение Юрия
§131. Печерский монастырь по смерти игумена Феодоса
§132. Бегство митрополита Константина в Чернигов и смерть его
§133. Спор Ростислава и Мстислава о Климе
§134. Недовольство в Киеве церковной политикой Ростислава
§135. Вопрос о постах в среду и пятницу. Ересь Леона
§136. Соглашение Ростислава с Византией о новом митрополите Иване
§137. Конец патриаршей ставропигии в Печерском монастыре
§138. Архиепископия в Новгороде
§ 139. Спор о постах при митрополите Константине
§ 140а. Вмешательство Андрея Боголюбского в церковные дела Киева. Печерский монастырь — архимандрития
§ 1406. Отстранение митрополита Константина
§ 140в. Печерская Лавра — княжой монастырь
§141. Смысл споров о постах в среду и пяток
§ 142. Неудачи Печерской Лавры в конце XII—начале XIII в. в возрождении былой деятельности
А. Ю. Дворниченко. М. Д. Присёлков как исследователь истории Киевской Руси
Указатель имен
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!