София: Изд-во Болгарской Академии наук, 1975. — (Studia Thracica, 1). — 226 c.
Редко можно встретить два других народа, жизнь и культура которых развивались столь параллельно, как это можно наблюдать у скифов и фракийцев. Связи между фракийцами, населяющими восточные области Балканского полуострова, и скифами, населяющими южные районы территории СССР, настолько сблизили эти два народа, что теперь мы не знаем где проложить границу между ними — на Дунае, как думают некоторые ученые, или на Днепре, как считают другие. В самостоятельном развитии этих народов общие явления наблюдаются прежде всего в социально-экономическом строе. Как бы в одно и то же время они достигают экономического и культурного расцвета, который проявляется одним и тем же образом в гробничных находках этих двух стран. И в Скифии, и во Фракии аристократия ставила огромные надгробные курганы, очень часто скрывающие, в одинаковой степени, удивительные богатства. В равнинах Фракии, как и в степях Скифии лошадь превратилась в часть того богатства, которым располагали зажиточные люди. Поэтому и там, и здесь лошадь является постоянным спутником человека и в потустороннем мире. Удивительные аналогии в развитии культуры этих стран не кончаются на этом. В Скифии и Фракии мастера предметов из металла изготавливают прежде всего украшения лошадей, щитов, поясных блях и другие произведения в т. н. „зверином стиле“. Притом эти украшения встречаются в курганах и на Западе, и на Востоке от Понта вместе с многочисленными предметами, сделанными греческими мастерами, чей стиль является общим для обеих стран. Загадочное появление этого своеобразного искусства и в Скифии, и во Фракии все еще ждет своего объяснения.
Некоторые из исследователей настолько уверены, что эта близость неслучайна, что даже называют фракийцев западными скифами. Другие ищут основы этой близости не в общем происхождении обоих народов, а в одинаковой социальной среде, в которой возникла культура. Но как бы мы не объясняли все эти общие явления у скифов и фракийцев, одно остается бесспорным — тесные культурные связи между восточным и западным берегом Черного моря. Здесь, на Востоке, где развитие культуры знает большие амплитуды, вершины и пропасти, где часто новопоявившиеся примитивные народы попадают в соседство с большими древними цивилизациями, медленное и спокойное развитие часто прерывается быстрыми скачками. А это не может не привести к открытию всех тех способов распространения и расцвета культуры, которые незнакомы в древности Западной Европе. Именно поэтому изучение фрако-скифских отношений интересно и является благородной задачей. Исходя из этих соображений, мы посвятили XIV конгрессу по истории в Сан-Франциско сборник научных статей на эту тему, которым ставится начало целому ряду подобных совместных советско-болгарских исследований.
Содержание
Предисловие (И. Венедиков).
Вл. Попов. Некоторые проблемы этноисторических связей между Балканским полуостровом и Малой Азией до конца II тыс. до н. э.
Ив. Панайотов. Проблемы датировки позднего бронзового века на болгарских землях.
Г. Тончева. О фракийцах нынешних Украины, Молдовы, Добруджи и Северо-Восточной Болгарии в X—VI вв. до н. э.
A. И. Мелюкова. Итоги и задачи изучении взаимосвязей киммерийских скифских племен с фракийцами в советской науке.
Н. Л. Членова. О связях Северо-Западного Причерноморья и Нижнего Дуная с Востока в киммерийскую эпоху.
B. И. Козенкова. К вопросу о ранней дате некоторых кинжалов так называемого Кабардино-Пятигорского типа.
Ив. Венедиков. Фракийский мотив в искусстве скифов .
А. П. Манцевич. К вопросу об изображениях варваров на предметах торевтики из курганов Северного Причерноморья.
Л. Огненова-Маринова. Влияние техники выполнения при оформлении стиля и мотивов в торевтике фракийцев и скифов.
Ж. Велкова. Скифское влияние на личные имена Фракии (V в. до н. э.).
3. Гочева. Боги фракийцев и скифов по сведениям Геродота.
К. Йорданов. Проблемы гетской религии.
А. Фол. Thraco-Scythica: Проблемы пиамонных источников с V в. до н. э.
Б. Н. Мозолевский. Фракийская узда из Холиной могилы.
М. Чичикова. Жертвенники эллинистической эпохи в Фракии.
А. Балканска. О некоторых особенностях фракийской культуры Тиризиса.
К. Влахов. Новые фракийские эпитеты Асклепия и их толкование.
И. Маразов. Керченский ритон с протомой коня из Эрмитажа.
Информация о файле: pdf, 25 mb.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!