М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1985. — 271 с.
Информация о файле: pdf, 10 mb.
В монографии освещается идейная эволюция османского общества в XIX в., зарождение и развитие официальных доктрин османизма и панисламизма, анализируются формы их воплощения в государственной практике, а также роль, которую эти доктрины были призваны сыграть в укреплении единства Османской империи. Рассматриваются религиозная ситуация в империи и этапы становления панисламистского движения в последней трети XIX в.
В политической жизни современной Турции характерным явлением стали кризисы власти, которые с 1960 по 1980 г. повторялись каждые десять лет. Многопартийная демократия западного образца, введенная в 1945 г., с трудом приживается на турецкой почве. Базис все еще не соответствует буржуазно-демократической надстройке. Этот разрыв выступает в качестве постоянного дестабилизирующего фактора'. Конечно, современная Турция значительно ушла вперед по сравнению с республикой Ататюрка, но она отнюдь еще не развитое буржуазное государство. Следует принимать во внимание и тот факт, что кемалистские реформы были верхушечными преобразованиями, «революцией сверху». Поэтому они не смогли воздействовать на всю толщу масс, приверженных традиционным ценностям.
Османская империя, на обломках которой сформировалась Турецкая Республика, была на протяжении нескольких столетий не только теократическим государством, но и центром мусульманского мира. Турецкая Республика — первое и по сей день единственное мусульманское государство, где из конституции в 1928 г. была исключена формулировка о том, что «государственной религией является ислам».
Тогда же религиозная формула присяги президента и депутатов меджлиса была заменена гражданской. Таким образом, светская форма правления была закреплена законодательным порядком. И все же в общественно-политической и культурной жизни страны еще значительно влияние ислама. Неоднозначность, противоречивость идеологических установок в современной Турции, сложность и многоплановость ее внешнеполитической ориентации есть следствие своеобразия исторического опыта, обусловленного также спецификой ее географического положения — «моста между Западом и Востоком».
Важнейшим этапом в историческом развитии и становлении современной Турции были реформы XIX в., особенно период танзимата (1839—1871). Социально-экономические и политические преобразования, осуществленные в эти годы, обосновывались сформировавшейся к середине столетия доктриной османизма, которая явилась первым в истории Турции нерелигиозным идеологическим оправданием существования единого общего отечества мусульман и христиан...
Содержание:
Введение
Глава I. Предпосылки формирования новых идей в эпоху правления султана Махмуда II (1808—1839)
Глава II. Развитие концепции равенства османских подданных и ее реализация в годы танзимата (1839—1871)
Глава III. Новые аспекты в политике и идеологии Порты 70 х годов XIX в.
Глава IV. Панисламизм в эпоху правления Абдул Хамида II (1876—1908)
Заключение
Обзор источников и литературы
Примечания
Приложения
Использованные источники и литература
Указатель имен
Summary
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!