Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2008. — 176 с.
Предлагаемый сборник издается Центром исследований золотоордынской цивилизации при Институте истории Академии наук Республики Татарстан и задуман как постоянное издание статей, посвященных вопросам золотоордынской истории.
Мы считаем, что термину «золотоордынская цивилизация» все еще не придано научного значения. Надеемся, что с началом издания этого сборника данная проблематика получит ответы на многие вопросы. Мы не ставим задачу во чтобы то ни было доказать, что Золотая Орда является цивилизацией. Важно другое – поставить такой вопрос. Возможен ли «цивилизационный» подход к истории Золотой Орды? Как известно, поиски начинаются тогда, когда начинаешь сомневаться и задаваться вопросами. А это важно в целом для татарской и в частности для золотоордынской истории. Ведь история татар все еще не получила объективной оценки – много мифов про «свирепых татар». С другой стороны, если мы говорим о цивилизации, то и выводы должны быть основаны на научных исследованиях. Это важно для Золотой Орды, так как именно в золотоордынский период оформился татарский народ. Татарские государства, по сути, являются продолжениями золотоордынского наследия во всех аспектах культурно-политической жизни. Оценки, данные Золотой Орде, будут соответствовать во многом и татарским ханствам.
На страницах нашего сборника мы предлагаем обсуждать следующие вопросы. Можно ли характеризовать Золотую Орду как особую цивилизацию, и в чем проявлялась «цивилизованность» золотоордынского общества? Была ли она единой цивилизацией? Ведь в Дешт-и-Кыпчаке существовало два совершенно разных мира: мир кочевников-скотоводов и синкретичный мир городов. Можно ли выделить признаки, специфичные для «золотоордынской цивилизации», и был ли особый культурный код в Золотой Орде? В чем выражается отличие цивилизации Золотой Орды от других современных ей цивилизаций?
Содержание:
Слово редактора (И.М.Миргалеев).
Э.С.Кульпин-Губайдуллин. Спор о цивилизации.
Р.С.Хакимов. Золотая Орда как вершина тюрко-татарской цивилизации.
Г.Ф.Валеева-Сулейманова. Шапка Мономаха – имперский символ татарского происхождения.
Р.Ю.Почекаев. Статус ханов Золотой Орды и их преемников во взаимоотношениях с государствами Европы (по официальным актам и свидетельствам современников).
А.Г.Юрченко. Улус Джучи на карте мира XIV в. (Знаки и символы Каталонского атласа 1375 г.).
А.В.Пачкалов. Города Нижнего Поволжья в XV веке.
Г.В.Владимиров. Образ татар и Золотой Орды в современной болгарской историографии.
Р.Р.Ямилова. Изучение культуры и искусства Золотой Орды в трудах отечественных исследователей.
И.М.Миргалеев, И.Х.Камалов. К вопросу о взаимоотношениях Золотой Орды с Османской империей.
Г.Ф.Валеева-Сулейманова, А.Н.Прудникова. Мотивы декора надгробий XIII–XV вв. с территории Волжской Булгарии и Крыма.
Р.Ф.Набиев. О дате и месте выдачи Токтамыш-ханом тарханного ярлыка Бек-Хаджи.
В.А.Иванов. Памятники кочевников Урало-Поволжских областей Улуса Джучи.
Ж.М.Сабитов. Аноним Искендера как генеалогический источник.
И.И.Ханмурзаев, Ю.М.Идрисов. Проблема образования средневекового кумыкского государства Шаухальство в контексте политического наследия Улуса Джучи на Северном Кавказе.
А.В.Пачкалов. Предшественники Царицына.
Р.А.Беспалов. Источник сведений Казанского летописца о молитве хана Улу-Мухаммеда «русскому Богу» накануне белёвской битвы 1437 года.
И.М.Миргалеев. Татарская сказка периода Золотой Орды – Сахарное озеро.
Новые книги. Отзывы и рецензии.
Новая книга по философии Золотой Орды.
Стенографический отчет круглого стола, посвященного проблеме цивилизационного подхода к изучению истории Золотой Орды (под редакцией И.М.Миргалеева).
Информация о файле: pdf, 13 mb.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!