СПб.: Ретро, 2010. — 184 с.
«В Речи Посполитой» — третья книга из серии «Сказки доктора Левита». Как и две предыдущие — «Беспокойные герои» («Гешарим», 2004) и «От Андалусии до Нью-Йорка» («Ретро», 2007) — эта книга посвящена истории евреев. В центре внимания автора евреи Речи Посполитой — средневековой Польши. События еврейской истории рассматриваются и объясняются в контексте истории других народов и этнических групп этого региона: поляков, литовцев, украинцев, русских, татар, турок, шведов, казаков и других.
В этом смысле книга «В речи Посполитой» похожа на книгу «От Андалусии до Нью-Йорка», как похожа и судьба евреев Польши на судьбу испанских евреев: изначально хорошее отношение властей и населения к евреям, длительный период процветания еврейской общины; затем стремительный крах еврейского благополучия, сменившегося периодом яростного антисемитизма. Но есть здесь и различия. Среди польских евреев (в отличие от испанских) не было великих ученых и философов, советников короля и министров. Это были добропорядочные торговцы и ремесленники, арендаторы и шинкари, оказавшиеся невольными жертвами чужого экономического и религиозного конфликта. Конфликта чрезвычайно жестокого и кровавого, обрушившегося всей своей мощью на головы евреев, которые в силу их социального положения практически не могли сопротивляться. Таковы события, описываемые в книге. В отличие от испанских, польские евреи выступают, так сказать, пассивными жертвами исторических катаклизмов. Тем более удивительна их дальнейшая судьба, остающаяся за рамками повествования. В результате раздела Польши в конце XVIII века, польские евреи попали в Россию и «превратились» в российских евреев (до этого евреев в России практически не было). И через незначительный по историческим масштабам срок, в условиях непрерывных гонений и притеснений, российское еврейство полностью трансформируется и порождает поразительное количество ученых, писателей, композиторов, художников, организаторов производства и военачальников первой величины. Этот «финальный аккорд» истории евреев Речи Посполитой (включая и создание еврейского государства) приходится на XX век и, естественно, в книге не «звучит». Чем же обясняются такие успехи «нации лавочников», коей польские евреи предстают в этой книге? — спросит иной читатель. Такому читателю можно лишь напомнить: «кто изучил еврейскую историю и не верит в чудо, тот не реалист». Об этом стоит задуматься, читая новую сказку доктора Левита.
Оглавление
Предисловие
Уроки истории
Исторический фон
Дела государственные
Город
Евреи в Польше
Евреи в Литве
Польский антисемитизм тех дней
Еврейские занятия в городах
Деревенские евреи
Евреи как таковые
Еврейская внутренняя жизнь
Дела религиозные, христианские (для рассказа моего очень важные)
Казаки
Дела военные и политические
Гроза приближается
«Ад кромешной злобы»
«В кровавом вихре»
Вершина успехов Хмельницкого
Военное счастье переменчиво
Москва вступает в войну
Начало «потопа»
«Потоп» во всем блеске
Конец Хмельницкого
«Потоп» спадает
После «потопа». Дела военные
После «потопа». Дела экономические
«Польша стоит беспорядком» — польская поговорка
Анархия и экономика
Евреи и анархия
Кто виноват? Евреи или все-таки не они?
Как Польша второй раз наступила на те же грабли
Уманская резня
Польская благодарность и царская милость
Эпилог
Приложение первое. Расширенная грамота о привилегиях, пожалованная евреям Польши королем Казимиром Великим
Приложение второе. Из статьи Ю. Гессена «История религиозной борьбы среди русских евреев»
Из статьи Ш. Дубнова «Возникновение хасидизма»
Из статьи И. Цинберга «Предтечи еврейского просвещения в России»
Информация о файле: djvu, 3 mb.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!