М. : Институт российской истории РАН, 2020. — 572 с.
Информация о файле: pdf, 28 mb
В сборник, посвященный 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, вошли статьи, посвященные актуальным проблемам истории старообрядчества. в которых подведены итоги многолетнего изучения старообрядчества. Особое внимание уделено литературному наследию протопопа Аввакума, и формированию идеологии старообрядчества, старообрядческим центрам, взаимоотношениям с окружающим населением, отношению к старообрядчеству иерархов официальной церкви, влиянию старообрядчества на религиозные поиски интеллигенции и народа, сохранению старообрядцами древнерусского духовного наследия. Исследователи предлагают разные методы и разные подходы к изучению этого важного феномена русской культуры, анализируют новые источники. Сборник составлен по материалам конференции, проведенной 26–27 октября 2020 г. совместно ИРИ РАН, ГИМ, ИМЛИ.
Содержание
Введение
Актуальные проблемы изучения старообрядчества. Протопоп Аввакум и начальный период старообрядчества
Юхименко Елена Михайловна. Объективное изучение истории старообрядчества как задача современных исследователей
Плюханова Мария Борисовна. Ранний период формирования старообрядчества в компаративном освещении
Титова Любовь Васильевна. Протопоп Аввакум и дьякон Федор: идейное единство и борьба противоположностей
Белянкин Юрий Сергеевич. Неизвестный автограф Стефана Внифантьева
Лавров Александр Сергеевич. Протопоп Аввакум в работе над «Книгой обличений»
Распространение старообрядческих сочинений и идеология старообрядчества: особенности, закономерности, основная проблематика (итоги и перспективы изучения)
Калугин Василий Васильевич. Старообрядческая рецепция древнеболгарского перевода Толковых Пророчеств
Бубнов Николай Юрьевич. Старообрядческие сказания о патриархе Никоне
Попович Алексей Игоревич. Осмысление конфликта с государством через понятие жертвы в старообрядческих сочинениях XVIII века
Мельников Илья Андреевич. Внутренняя беспоповская полемикаи ее роль в формировании духовных центров Новгородского старообрядчества XVIII — нач. XIX в.
Морозова Надежда. Староверие в Ряпиной мызе Дерптского уезда Лифляндской губернии и северо-восточных землях Речи Посполитой (по материалам РГАДА)
Старообрядческие центры, старообрядческие поселения: особенности формирования, взаимодействие с окружающим населением
Старицын Александр Николаевич. Типология староверческих поселений рубежа XVII–XVIII вв.
Данилко Елена Сергеевна. Старообрядчество и выбор веры урало-поволжских «инородцев»
Дарбанова Надежда Александровна. Сквозь призму речи: взаимодействие забайкальских старообрядцев (семейских) с окружающим населением
Воронцова Елена Владимировна. Развитие старообрядческого монашества в XX веке (на материалах Ярославско-Костромской епархии РПСЦ)
Протопоп Аввакум — писатель
Демин Анатолий Сергеевич. Аввакум о своем письменном творчестве (от краткости к пространности)
Туфанова Ольга Александровна. Ласковые вокативы в посланиях и письмах протопопа Аввакума
Севастьянов Иоанн Михайлович. Проблема автономного знания в произведениях протопопа Аввакума
Люстров Михаил Юрьевич. «Roskolnikker» в историко-нравооучительных трудах Л. Хольберга
Каплун Марианна Викторовна. «Аввакум» на сцене МХАТ: к постановке 1993 года
Роль старообрядческих центров и личностей в сохранении культурного наследия, взаимодействие с обществом
Клосс Борис Михайлович. Писец «Солнца пресветлого» — старообрядец
Поздеева Ирина Васильевна. Триста лет и тридцать три года. Результаты комплексного археографического исследования Верхокамья
Костров Александр Валерьевич. Специфика культуры современных часовенных старообрядцев Енисейской Сибири
Быкова Екатерина Васильевна, Пригарин Александр Анатольевич. Судьба книжницы-старовера в контексте биографических реконструкций: (со)знание часовенных Енисея и документальные поиски
Быкова Екатерина Васильевна. Художественный центр староверов-часовенных на Дубчесе: история и современность
Юрганова Инна Игоревна. Старообрядцы в Якутии
Агеева Елена Александровна. Зарубежные старообрядческие общины как хранители старой веры во второй половине XIX века
Кудрин Алексей Александрович. Духовные наставники Браславщины в контексте институциональных трансформаций староверия Прибалтики и Белоруссии в ХХ — начале XXI века
Миядзаки Идзуми, Накадзава Ацуо. Иконы старообрядческого происхождения из музейного собрания в Японии
Отношение к старообрядчеству церковных деятелей патриаршего периода и синодальной эпохи. Влияние старообрядчества на религиозные поиски духовенства, интеллигенции, народа
Белякова Елена Владимировна. Соборы 1666 и 1666–1667 гг. и складывание стереотипов восприятия староверов
Петров Алексей Анатольевич. Новые данные об истоках дружбы патриарха Никона с боярином Никитой Алексеевичем Зюзиным
Устинова Ирина Александрова. Отношение русских архиереев второй половины XVII в. к церковной реформе и старообрядчеству: церковная политика и личные стратегии
Морохин Алексей Владимирович. Епископ Дамаскин (Руднев) и борьба со старообрядчеством в Нижегородской епархии в 1780 — перв. пол. 1790-х гг.
Михеева Анна Антоновна. Миссионеры Вятской епархии о местном староверии
Мельникова Любовь Владимировна. Отношение старообрядцев к Наполеону и наполеоновскому нашествию на Россию в 1812 г.: к вопросу о мифах и фактах
Сажин Борис Борисович. Проблема старообрядчества в идеологии революционного и реформаторского народничества в 70–80-е гг. ХIХ в.
Кожурин Кирилл Яковлевич. Образ протопопа Аввакума в русской поэтической традиции XVIII–XXI вв.
Сведения об авторах
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!