Ярославль: ЯрГУ, 2010. — 140 с.
Информация о файле: pdf, 16 mb.
Пособие состоит из трех очерков, посвященных наиболее распространенным в странах Дальнего Востока религиозным учениям: буддизму, даосизму и конфуцианству и их воздействию на формирование в регионе науки и культуры. В приложении представлена лекция автора на тему «Искусство садов и парков в Китае и Японии» и материалы справочного характера.
В рамках данного учебного пособия рассматриваются буддизм, даосизм и конфуцианство - три наиболее распространенные в регионе ДВ религии, оказавшие воздействие на все стороны общественно-политической, экономической и культурной жизни, сыгравшие особую роль в развитии таких государств, как Китай и Япония. Сходство учений очевидно. В их рамках человек рассматривался как часть Вселенной, как микроструктура, взаимодействующая с макромиром. В процессе морального и нравственного самосовершенствования он мог приблизиться к Богу: обрести бессмертие, стать буддой или цзюнь цзы (благородным мужем). Боги были бессильны помочь человеку в главном - в деле спасения: избавиться от страданий, познать Дао, обрести в душе гармонию каждый человек мог только собственными усилиями.
Близость идей буддизма, даосизма и конфуцианства содействовала их длительному и вполне мирному сосуществованию в рамках отдельных государств. В Китае, Корее, Японии последователи трех религий уживались друг с другом в течение двух с половиной тысячелетий. В Китае буддизм обрел «вторую родину», восприняв идеи даосизма и конфуцианства и трансформировавшись в учение чань. Этические (преимущественно конфуцианские) и эстетические (буддийские и даосские) установки, развиваясь, обогащали и дополняли друг друга. Взаимодействуя, они способствовали возникновению на ДВ особой «синтетической» культуры на основе традиций естественного синтеза, отличительными чертами которой стали историческая преемственность и восприимчивость. В ее границах сложилась специфическая система воспитания и образования. Комплекс гуманитарных и естественнонаучных знаний базировался на даосском и конфуцианском фундаментах соответственно. Буддизм определил направления развития вербального и визуального искусства: поэзии, живописи, театра, искусства садов и парков.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. БУДДИЗМ
1.1. Возникновение и распространение буддизма
1.2. Литературные памятники буддизма
1.3. Раскол в буддизме.
Хронология распространения буддизма
1.4. Пантеон буддизма
1.5. Философия буддизма
1.6. Этика буддизма
1.7. Буддизм в Китае
1.8. Этика и эстетика чань (дзэн)
1.9. Буддизм и японская поэзия
1.10. Притча и диалог в традиции дзэн
1.11. Искусство чая
1.12. Эстетические принципы дзэн-буддизма.
Бонсай, бонкэй, бонсэки. Икебана
Контрольные вопросы
2. ДАОСИЗМ
2.1. Возникновение даосизма
2.2. «Книга о Дао и Дэ»
2.3. Диалектика даосизма
2.4. Космогония даосизма
2.5. Этика даосизма. Обеты и добродетели
2.6. Даосизм и развитие естественнонаучных знаний
2.7. Культы и обряды
Контрольные вопросы
3. КОНФУЦИАНСТВО
3.1. Конфуций и его ученики
3.2. Каноническая литература конфуцианства
3.3. Конфуций о человеке
3.4. Культ предков и нормы сыновней почтительности
3.5. Конфуций о государстве
3.6. Система воспитания и образования
3.7. Шэньши: сословие ученых-чиновников
3.8. «Мудрое безумие»
3.9. Ритуал
Контрольные вопросы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СЛОВАРЬ ИМЕН, ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Буддизм
Даосизм
Конфуцианство
Список источников и литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!