СПб.: 2019. — 224 с.
Кем был Джохар Дудаев на самом деле? Можно ли было избежать чеченской войны? Кто в действительности виноват в развязывании кровавой бойни в Чечне? Петербургский писатель и историк Евгений Лукин, участник первой чеченской войны, стремится создать достоверное жизнеописание первого чеченского президента Джохара Дудаева (1944-1996). На основе многочисленных источников - от газетных публикаций и воспоминаний очевидцев до серьезных исторических монографий - Евгений Лукин шаг за шагом прослеживает жизненный путь Джохара Дудаева. По словам известного российского литературоведа и критика Л. А. Аннинского, «биографию своего героя автор пишет с подчеркнутой, выверенной, безупречной объективностью». Перед читателем предстает сложный противоречивый образ сильного целеустремленного человека, который из депортированного чеченского мальчишки превратился в блестящего советского офицера, а затем стал одним из главных действующих лиц российской трагедии конца XX столетия.
Личность Джохара Дудаева была соткана из многих противоречий. Одни считали его злым гением своего народа, другие — чуть ли не посланцем Аллаха. В нем сочетались прагматизм и идеализм, жестокость и романтичность. Но даже заклятые враги, а их было немало и среди чеченцев, признавали, что Джохар Дудаев — сильный, целеустремленный человек, призванный совершить нечто из ряда вон выходящее. После его гибели стала складываться романтическая легенда о первом чеченском президенте, который, по словам поэта, дал почувствовать вайнахам «горькую сладость свободы». Его сравнивали с Прометеем, похитившим огонь, и призывали спуститься с небес на белом скакуне с богатырской саблей в руке, чтобы поразить недругов.
Между тем действительные события и документы свиде- тельствуют о другом. Покинув Грозный в юношеские годы, Джохар Дудаев вернулся на родину через тридцать лет, подзабыв и родной язык, и родные обычаи. Его представления о чеченских традициях формировались при чтении «кавказских» произведений классиков русской литературы — Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Льва Толстого, которые не являлись носителями чеченского менталитета. Воспитанный в духе советского интернационализма и атеизма, он не был ревностным приверженцем ислама. А, женившись на иноверке, еще и пренебрег старинным сводом народных правил — адатом.
Информация о файле: pdf, 15 mb.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!