Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в Древней Руси
Петроград: Прибой, 1924. - 164 c.
Информация о файле: pdf, 9 mb
Николай Павлович Сильванский (Павлов-Сильванский) (1869-1908) был одним из крупнейших российских историков конца XIX - начала XX веков. На формирование его научных взглядов большое влияние оказали работы С. М. Соловьева. Творчество Павлова-Сильванского развивалось в период, когда произошла дифференциация политических направлений, и идеологическая борьба приобрела чрезвычайно резкие формы. В этих условиях Н. П. Павлов-Сильванский оказался одним из немногих историков, кто честно попытался дать ответ на возникшие актуальные вопросы, связанные с определением путей развития России на революционном переломе. Такая попытка неизбежно вела к пересмотру устаревших историографических представлений, к критике господствовавших схем исторического прошлого страны.
Н. П. Павлов-Сильванский создал новую схему русского исторического развития, одну из последних схем в русской буржуазной историографии: в своей ключевой работе - «Феодализм в Древней России» он доказал методом сравнительно-исторического анализа наличие в России в XII-XVI веках феодального общества, однотипного с феодальным строем в Западной Европе. Как отмечал Павлов-Сильванский, на Руси присутствовали все три характерные начала феодализма, выделенные ещё в знаменитом определении Гизо - и условность землевладения, и связь власти с землевладением, и иерархическое деление. Обоснованная Павловым-Сильванским теория русского феодализма не только ставила на научную почву изучение средневековой Руси, но и вела к существенным политическим выводам, утверждая общность исторического процесса в России и в Европе.
Глубокое различие между историческим развитием России и запада для большинства русских историков—положение, не требующее доказательства. Освященное вековою уже давностью и авторитетом имен лучших знатоков русской древности, положение это, как-будто бы, твердо обосновано общими и специальными исследованиями и подтверждено неудачами тех исследователей, которые пытались поколебать этот, по виду столь непоколебимый, устой науки русской истории. Мысль о глубоком различии между Россией и западом объединяет лучших историков, выясняющих одни—«совершенную самобытность» русской истории, другие—ее «крайнее своеобразие», третьи—ее «полную противоположность» истории западной, до резкого «контраста». Мысль эта, ставшая мыслью предвзятой, внушает доверие ко всякому, хотя бы и очень неосторожно выясненному, «коренному отличию» русской древности и заставляет некоторые, бросающиеся в глаза, самоочевидные сходства ее с древними учреждениями других народов объяснять исключительно заимствованием от всех наших соседей: варягов, монголов, финнов, византийцев.
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!