Иерусалим в веках. Часть 1-10

Размещено на сайте: 8-11-2015, 10:29
  • 0
Иерусалим в веках. Часть 1-10 Иерусалим в веках. Часть 1-10
Часть 1. От Иевусейского города к столице Израиля. Открытый Университет, 1997. — 188 с.
Часть 2. От храмового города к столице Хасмонейского государства. Открытый Университет, 1997. — 224 с
Часть 3. Иерусалим под властью Рима. Открытый Университет, 1997. — 208 с.
Часть 4. Иерусалим в византийский период. Открытый Университет, 1997. — 218 с.
Часть 5. Иерусалим в первый мусульманский период (638-1099). Открытый Университет, 1997. — 176 с.
Часть 6. Иерусалим - столица государства крестоносцев. Открытый Университет, 1997. — 192 с.
Часть 7. Иерусалим под властью Айюбидов и Мамлюков. Открытый Университет, 1998. — 180 с.
Часть 8. Иерусалим в османскую эпоху. Открытый Университет, 1998. — 198 с.
Часть 9. Иерусалим обновляется. Открытый Университет, 1998. — 197 с.
Часть 10. Иерусалим в период мандата. Открытый Университет, 1998. — 200 с

Информация о файле: djvu, 34 mb



Перед Вами книга по истории города, удивительного в своей сложности и неповторимого по своей красоте. Иерусалим знал множество политических потрясений, его образ вдохновлял представителей различных религий и народов. Этот город характеризуется уникальной религиозной, этнической и социальной мозаикой жителей. На протяжении всей своей истории он служил духовным центром, объектом чаяний и надежд многих поколений людей
Первая часть курса "От иевусейского города к столице Израиля" посвящена древней истории города, главным образом в период Первого храма. При этом подчеркивается, что центральное место Иерусалима в данную эпоху объясняется влиянием царей из династии Давида и поддержкой священнослужителей и пророков, а не только географическими и топографическими условиями. Рост значимости Иерусалима столкнулся с сопротивлением ряда политических и религиозных противников династии. Он достиг своего апогея лишь незадолго до разрушения Первого храма и, в особенности, во время вавилонского изгнания. Именно тогда, благодаря усилиям пророков, Иерусалим занял центральное место в коллективном сознании еврейского народа. В ходе систематического изучения истории города студентам станет ясно, что у евреев Иерусалим впервые получил особый статус, превратившись из "просто" столицы государства, в важный духовный и национальный центр, с которым связана особая традиция.
Вторая часть курса получила название "От города-Храма к столице Хасмонейского государства". Она рассказывает об истории города со времён возвращения евреев из вавилонского плена и до создания Хасмонейского государства. Студенты проследят за переменами власти в городе, которые происходили как в результате иностранного завоевания, так и вследствие внутренних конфликтов. Иерусалим находился под властью персидского царства в течение 200 лет, начиная со времён возвращения евреев из Вавилона. В это время был заново построен иерусалимский Храм (его строительство продолжалось на протяжении жизни целого поколения). Город был восстановлен и укреплён. Восстановление носило как материальный, так и социальный, религиозный и моральный характер (в период Ездры и Неемии). Персы придали Иерусалиму статус храмового города, обладающего равными правами с другими храмовыми городам персидской империи. С тех пор история еврейского народа естественным образом была связана с его храмовым городом.
Эллинистическая эпоха, которая отсчитывается со времён завоеваний Александра Македонского, победившего Персидскую империю, положила начало новому периоду. Она также породила новые, доселе неизвестные, проблемы. В этот период обострилась борьба за еврейский характер города, его религиозную и культурную самобытность. Эта борьба привела к поляризации внутри еврейского народа и усугубила социальные, классовые и культурные противоречия среди евреев. Её конечным результатом стало восстание Хасмонеев и основание независимого Хасмонейского царства со столицей в Иерусалиме. Описание различных аспектов истории города в хасмонейский период является центральной темой данной части.
Третья часть "Иерусалим под властью Рима" посвящена истории города на протяжении двухсот лет правления римлян, со времен захвата Иудеи Помпеем (63 год до н. э .) в дни раздоров в правящей семье Хасмонеев, и до подавления восстания Бар-Кохбы (135 год н. э.) . На фоне упадка династии Хасмонеев наблюдается возвышение семьи Антипатра, виднейшим представителем которой был Ирод. Его долгое царствование (37-4 гг. до н. э .) под покровительством Рима оставило неизгладимый отпечаток на истории и облике города. И сегодня мы можем видеть в Иерусалиме остатки построенных по его приказу сооружений.
В течение долгого римского правления положение Иерусалима не раз изменялось. Из столицы царства Ирода, во времена которого город славился своей архитектурой, и прежде всего величественным Храмом, он превратился в развалины после неудачного восстания. Помимо информации из области политической истории, данная часть содержит материалы об общественной и религиозной жизни города, о быте его жителей. Описываются принципы руководства общиной в социальной и религиозной областях, которые позволили еврейскому народу относительно быстро преодолеть глубокий кризис, связанный с разрушением города и Храма.
"Иерусалим в византийский период" таково название четвертой части курса. Её темой является окончание еврейского управления городом, этапы его превращения в важный центр христианства и его роль в распространении этой религии. Рост престижа Иерусалимского епископа в церковной иерархии привёл к тому, что Иерусалим стал занимать более важное место, чем светская столица страны Цезарея (Кейсария). В процессе изучения материала этой части студенты также узнают о влиянии, которое оказывал Иерусалим на ход важных событий в истории Византии, и не только в сфере религии.
Пятая часть курса "Иерусалим в первый мусульманский период" (638-1099) рассказывает об удивительном явлении: одновременно с упадком политического престижа города растет его слава как религиозного центра, на этот раз также и в глазах мусульман. Благодаря присутствию в городе многочисленных исламских заведений, Иерусалим становится третьим по значению среди святых городов этой религии (после Мекки и Медины). Свидетельством тому является архитектурный расцвет начала мусульманской эпохи. Среди его замечательных памятников особо выделяются монументальные сооружения периода Омейядов, сохранившиеся на Храмовой горе (Наскальный купол, часто ошибочно называемый "мечетью Омара" и мечеть аль-Акса).
После завоевания Иерусалима мусульманами евреи вновь получили право селиться в городе. Вскоре он стал резиденцией гаонов — религиозных и политических лидеров еврейского народа как в Палестине, так и за её пределами. История города в описываемый период обогатилась новыми данными с тех пор, как началась публикация документов Каирской генизы. Благодаря этому ценному источнику мы знаем, что в Иерусалиме проживали тогда по соседству друг с другом представители трёх монотеистических религий и это порождало многочисленные трения между ними.
Материал шестой части курса "Иерусалим — столица государства крестоносцев" охватывает небольшой период времени. Правление крестоносцев в Палестине продолжалось около двухсот лет (1099-1291 гг.), но Иерусалим находился под их властью в течение значительно меньшего времени. Эта часть повествует о религиозном подъёме, охватившем христиан Европы, и, прежде всего, об образе Иерусалима в их глазах. Речь пойдёт об идее крестового похода, превратившей город в арену борьбы за освобождение могилы Иисуса от власти мусульман. В результате этих событий, из второстепенного мусульманского города Иерусалим на сто лет стал столицей государства крестоносцев (1099-1187 гг.). Однако и после того, как мусульмане вновь овладели Иерусалимом, он продолжал находиться в центре дипломатических переговоров христиан и мусульман, и на короткое время крестоносцам удалось обеспечить свободный доступ христиан в город. Завоевание Иерусалима крестоносцами обернулось катастрофой для еврейской общины города. Причиной тому были не только человеческие жертвы и имущественный ущерб, нанесенный ей в дни осады и штурма. Крестоносцы вновь выселили евреев из Иерусалима, которые вернулись туда лишь после того, как город перешёл в руки мусульман — династии Айюбидов (1187 год). Документы Каирской генизы проливают свет на испытания, выпавшие на долю евреев Иерусалима в те тяжёлые дни. С превращением города в столицу крестоносцев под покровительством католической церкви он превратился в центр паломничества со всех концов христианского мира.
Материал седьмой части, "Иерусалим под властью Айюбидов и Мамлюков", рассказывает о конце периода крестоносцев (их изгнание из города в 1187 году знаменует собой начало эпохи правления Айюбидов) и об истории города вплоть до его завоевания Османской империей в XVI веке. Особое внимание уделяется значению Иерусалима как средства пропаганды "джихада", священной войны мусульман, целью которой было освобождение города от христианской власти. Однако после того, как эта задача была выполнена и крестоносцы были изгнаны из Сирии и Палестины, Иерусалим снова превратился во второстепенный с политической и административной точки зрения город. Положение не изменилось и в период правления Мамлюков, когда в нём с размахом велось строительство зданий, во многом придавших Иерусалиму его исламский характер.
Восьмая часть, "Иерусалим в османскую эпоху", посвящена событиям, происшедшим с начала османского правления (в 1516 году) и до окончания похода Наполеона в Палестину (1799 год). Османский режим во многом был продолжением предшествовавшего ему мамлюкского: Иерусалим являлся частью мусульманской империи, центр которой располагался за пределами Палестины. Однако он принёс с собой и немало перемен. Иерусалим был захвачен государством, находившемся в ту пору в апогее своего расцвета. В XVI веке большого размаха достигло строительство, символом которого является "турецкая" стена, окружавшая город. Османские властители даже создали на короткое время эффективную городскую администрацию. Однако наступивший вслед за этим длительный период стагнации и упадка империи в полной мере ощущался и в Иерусалиме.
Девятая часть курса получила название "Иерусалим обновляется". Она рассказывает об истории города в XIX веке, в особенности о его еврейской общине, так называемом "старом ишуве". В то время городом по-прежнему правила Турция, и в этом смысле данная часть является прямым продолжением предыдущей. Одновременно с этим усиливается заинтересованность в святом городе иностранных держав — Англии, Германии, Франции и России. Ослабление Османской империи и рост престижа Иерусалима как центра христианского паломничества приводит к тому, что эти государства начинают требовать предоставления им права покровительства над христианскими святынями города. Результатом этого процесса явился невиданный в Иерусалиме со времён крестоносцев размах строительства церквей, общественных и иных зданий.
Описываемый период является поворотным и для еврейской общины города, которая росла и укреплялась, опираясь, в некоторой мере, на присутствие в Иерусалиме консульств европейских государств. Старый ишув без симпатии относился к новым веяниям и не стремился к созданию своей государственности. Однако сам факт присутствия евреев подготовил дальнейшее развитие событий и, в частности, создание новых поселений еврейских жителей в районах, расположенных вне стен старого города.
Десятая часть получила название "Иерусалим в период мандата". В ней рассказывается о тридцати годах британского мандатного правления, со дня захвата города английскими войсками в конце Первой мировой войны и до решения ООН о разделе Палестины в ноябре 1947 года. В этот период, впервые за сотни лет, Иерусалим вновь превратился в административный центр страны. Во время британского правления город стал ареной борьбы между евреями и арабами, которая со временем распространилась и на другие районы страны. Иерусалим занял центральное место как в сознании сторонников арабского национального движения, так и среди сионистов — сторонников еврейского национального движения. Значение происходивших в нём событий далеко выходило за пределы города. Важную роль играл Иерусалим и во всех планах политического урегулирования конфликта между евреями и арабами, предлагавшихся в те годы.
Материал десятой части рассказывает и о других аспектах городской жизни, помимо политической борьбы. Речь пойдет о совместном управлении городом евреями и арабами под контролем мандатных властей; о демографическом преобладании евреев в течение всего периода мандата; о росте города, который проявлялся в увеличении числа его жителей и в строительстве новых районов.

,

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Комментарии:

Оставить комментарий
    Елизаров М. Община горских евреев Чечни Елизаров М. Община горских евреев Чечни
    Елизаров М. Община горских евреев Чечни Изра­иль: Мирвори, 2012. — 232 с.: ил. Тысячелетняя история горских евреев на Кавказе изобилует белыми пятнами. Не является исключением и история общины города Грозный. Более того, об этой общине, просуществовавшей всего 180 лет (по сравнению с общинами других городов срок небольшой), сохранилось вообще очень мало сведений. Удивительно, что никто из...

    Бейзер Михаил. Евреи в Петербурге Бейзер Михаил. Евреи в Петербурге
    Бейзер Михаил. Евреи в Петербурге Иерусалим: Библиотека-Алия, 1990. — 326 с. Эта книга рассказывает о районах Петербурга, где по преимуществу селились евреи, о еврейских благотворительных и культурно-просветительных обществах, о еврейских гимназиях и издательствах, о еврейских библиотеках и коллекциях, о евреях-богачах и евреях-интеллигентах, о взаимоотношениях в еврейской общине, о евреях...

    Примаков Д.Я. История еврейского и израильского права Примаков Д.Я. История еврейского и израильского права
    Примаков Д.Я. История еврейского и израильского права М. : Инфотропик Медиа, 2015. — 212 с. Если существование мусульманской правовой системы с ее особенностями признают практически все компаративисты и в России мусульманскому праву посвящены сотни трудов, то еврейская правовая система, которая существовала начиная с 70 г.н.э., когда был разрушен Второй иерусалимский Храм, и до образования...

    Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока: мусульманская перспектив ... Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока: мусульманская перспектив ...
    Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока: мусульманская перспектива М. — СПб.: Диля, 2008. — 687 с. Книга К. Хилленбранд охватывает широкий круг вопросов, которые интересны и тем, кто занимается историей религии и культуры, и тем, кто изучает историю военного дела, и тем, кто пытается понять, каким образом прошлое столь серьезно и очевидно влияет на настоящее. В книге идет речь о...

    Дэвис Н., Мурхауз Р. Микрокосмос. История центральноевропейского Города Дэвис Н., Мурхауз Р. Микрокосмос. История центральноевропейского Города
    Дэвис Н., Мурхауз Р. Микрокосмос. История центральноевропейского Города М.: Летний сад, 2013. - 709 с. Книга британских историков Нормана Дэвиса и Роджера Мурхауза рассказывает о многовековой истории польского города Вроцлава. Сегодняшних жителей нашего города заинтриговало и восхитило как английское название этой книги — «Микрокосмос», так и название её немецкого издания — «Breslau, die Blume...

    Щукин В.В., Павлюк А.Н. Земляки. Очерки истории еврейской общины города Ник ... Щукин В.В., Павлюк А.Н. Земляки. Очерки истории еврейской общины города Ник ...
    Щукин В.В., Павлюк А.Н. Земляки. Очерки истории еврейской общины города Николаева (конец XVIII - начало ХХ вв.) Николаев: Издательство Ирины Гудым, 2009. — 352 c. В книге освещены различные аспекты истории еврейского населения города Николаева с момента его основания до 1917 г. Раскрыты особенности правового положения евреев в Николаеве, их вклад в социально-экономическое развитие города,...

    Воронина В.Л. Средневековый город арабских стран Воронина В.Л. Средневековый город арабских стран
    Воронина В.Л. Средневековый город арабских стран М.: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1991. - 102 с. Освещается градостроительная деятельность арабов на территории обширного афро-азиатского региона в границах VII-XVI вв. Дана всесторонняя характеристика города: его размеры и конфигурация, населенность, взаимодействие отдельных частей (социальная специфика и оборонные функции цитадели), структура...

    Герцог Хаим. Арабо-израильские войны. От войны за независимость до Ливанско ... Герцог Хаим. Арабо-израильские войны. От войны за независимость до Ливанско ...
    Герцог Хаим. Арабо-израильские войны. От войны за независимость до Ливанской компании. Часть 1 London: Nina Karsov, 1986. — 306 с. Хаим Герцог родился в Ирландии, образование получил в Кембриджском и Лондонском университетах. Семья Герцога эмигрировала в Израиль, когда его отец, д-р Исаак Герцог, был назначен главным раввином Палестины. Долгая военная карьера Хаима Герцога началась во время...

    Кац Я. Евреи в средневековой Европе Кац Я. Евреи в средневековой Европе
    Кац Я. Евреи в средневековой Европе Иерусалим: Библиотека-Алия, 1992. — 334 с. Книга эта посвящена тем переменам, которые происходили в отношении евреев к их окружению, начиная со средних веков и вплоть до эпохи Просвещения. У нашего исследования четкие географические рамки: за исключением девятой главы, где обсуждаются взгляды рабби Менахема ха-Меири, весь остальной материал касается...

    Андреев А.Р. Иерусалим. История Святой Земли Андреев А.Р. Иерусалим. История Святой Земли
    [b Андреев А.Р. Иерусалим. История Святой Земли[/b] M.: Алгоритм, 2011 - 369 с. В этой книге рассказывается об истории Святого города - Иерусалима, самого сакрального города человечества, где произошли распятие, смерть и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Иерусалим видел многих библейских пророков, нашествие разноплеменных войск, знавал времена триумфа и времена падения. За город...



 

Контакты:

электронный адрес na5ballov@bk.ru