» » » Флёров В.С. Постпогребальные обряды Центрального Предкавказья в I в. до н. э. IV в. н. э. и Восточной Европы в IV в. до н. э. XIV в. н. э

Флёров В.С. Постпогребальные обряды Центрального Предкавказья в I в. до н. э. IV в. н. э. и Восточной Европы в IV в. до н. э. XIV в. н. э

Размещено на сайте: 10-10-2017, 09:48
  • 0
Флёров В.С. Постпогребальные обряды Центрального Предкавказья в I в. до н. э. IV в. н. э. и Восточной Европы в IV в. до н. э. XIV в. н. э Флёров В.С. Постпогребальные обряды Центрального Предкавказья в I в. до н. э. IV в. н. э. и Восточной Европы в IV в. до н. э. XIV в. н. э
М.: Таус, 2007. — 376 с.

Информация о файле: djvu, 28 mb.



Публикация и исследование ранней серии погребений аланского могильника Клин-Яр III у г. Кисловодска. За редким исключением в погребениях отмечены следы вторичных проникновений с целью обезвредить погребенных. Автор выделяет два вида постпогребальных обрядов: собственно обезвреживание путем нарушения целостности скелетов; перемещение части или всех костей из одного погребения в другое. Постпогребальные обряды - явление широко распространенное во многих культурах. Автор предлагает критический обзор нескольких десятков могильников племен Восточной Европы от Волги до Днепра и Крыма с признаками обезвреживания погребенных.

Книга получилась достаточно тяжёлой для восприятия и совершенно не предназначена для быстрого, а главное, последовательного, страница за страницей чтения. То, что литературовед Г.Д. Гачев назвал «противоречием между непрерывностью мышления и прерывистостью высказывания» (1968. С. 9), мне преодолеть не удалось. Только Предисловие, небольшая Глава I с описанием могильника и глава IV «Погребальные обряды» достаточно традиционны и могут быть прочитаны бегло и именно в той последовательности, как написаны. Особняком стоит Глава II «Обстоятельства раскопок». Вероятно, условия, в которых шли раскопки могильника, следовало изложить более жёстко. Читать эту главу будет легко, но писать было достаточно трудно. Думаю, что моя инициатива найдёт мало последователей. В любом случае я твёрдо убеждён, что в предлагаемой или иной форме такие главы должны быть в любой первой публикации каждого памятника. С этой главы вообще можно начинать знакомство с результатами работы Клин-Ярской экспедиции, минуя Предисловие.

Главы III, V и VI являются основными, но как раз они наименее «читабельны». Эта троица составляет, по существу, одно целое — посвящена обряду обезвреживания погребённых и связанным с ним перезахоронением. Во всех трёх главах речь идёт об одних и тех же погребениях, при этом следует утомительное для читателя перечисление костей скелета, их перемещений, разворотов, переносов. Понять это можно, только непрерывно глядя на чертежи погребений и находя в них упоминаемую в тексте очередную кость человеческого скелета, вещь или камень. Сплошь и рядом необходимо (и желательно!) прерывать чтение одной главы и заглядывать в другую в связи с тем или иным погребением или его признаком, из-за того, что упоминание одних и тех же признаков погребения часто повторяются, так как многие из них взаимообусловлены. Часто будет необходимо возвращаться к уже прочитанным разделам.

В Главе III после описания каждого погребения даётся реконструкция постпогребальных обрядов. В Главе V обряд обезвреживания рассматривается отдельно для катакомб, ямных и подбойных захоронений. Признаки обряда сгруппированы по отделам. При описании каждого признака вновь необходимо обращаться к чертежам. Всё это требует терпения и вряд ли стоит сразу прочитывать в главе более одного раздела. В тексте вполне могут быть встречены какие-то противоречия при трактовке тех или иных признаков в одном погребении: их стоит рассматривать как варианты трактовок. Полностью устранить разночтения не удаётся, так как само состояние погребений и сложность темы не всегда позволяли придти к однозначному решению.

Тема Главы VI «Обряды перезахоронений» рассматривается впервые, материал для неё невелик, но достаточно выразителен. Несмотря на небольшой объём главы, не стоит спешить и с её прочтением, так как вновь придётся непрерывно прослеживать на чертежах упоминаемые в тексте признаки.

Столь же трудны для беглого просмотра предлагаемые в книге таблицы, в которых предпринята попытка систематизировать постпогребальные обряды. Не стоит рассматривать таблицы как нечто самостоятельное. Они не более чем часть предлагаемого текста, некоторое резюме его разделов, попытка объединить на одной странице хотя бы часть из разбросанного по трём главам материала.

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Комментарии:

Оставить комментарий
    Вадецкая Э.Б., Поляков А.В., Степанова Н.Ф. Свод памятников афанасьевской к ... Вадецкая Э.Б., Поляков А.В., Степанова Н.Ф. Свод памятников афанасьевской к ...
    Вадецкая Э.Б., Поляков А.В., Степанова Н.Ф. Свод памятников афанасьевской культуры АлтГУ; Сибирское отделение РАН, Институт археологии и этнографии; Институт истории материальной культуры РАН. — Барнаул: Азбука, 2014. — 380 с. Свод памятников афанасьевской культуры включает более 180 статей по памятникам с территории Горного и Предгорного Алтая, Енисея, Тувы, Монголии, объектам и находкам...

    Археология ранних кочевников Евразии Археология ранних кочевников Евразии
    Археология ранних кочевников Евразии Научное издание / отв. ред. В.Н. Мышкин. — Самара: Книжное Издательство, 2018. — 176 с. Сборник научных статей посвящен публикации материалов ранних кочевников Евразии, проблемам типологии, хронологии и культурной атрибуции древностей кочевого населения евразийских степей в раннем железном веке....

    Михайлов К.А. Элитарный погребальный обряд Древней Руси: камерные погребени ... Михайлов К.А. Элитарный погребальный обряд Древней Руси: камерные погребени ...
    Михайлов К.А. Элитарный погребальный обряд Древней Руси: камерные погребения IХ - начала XI века в контексте североевропейских аналогий СПб.: Бранко, 2016. — 272 с. Монография посвящена историко-культурному феномену обряда погребения в «камерах», или «срубных гробницах», распространившемуся в Восточной Европе в период формирования Древней Руси (IX–X вв.). Тогда на курганных кладбищах,...

    Антонова Е.В. Обряды и верования первобытыных земледельцев Востока Антонова Е.В. Обряды и верования первобытыных земледельцев Востока
    Антонова Е.В. Обряды и верования первобытыных земледельцев Востока М.: Наука, 1990. — 287 с. На основе материальных остатков обрядовой практики: первобытных земледельцев Ближнего и Среднего Востока, данных более поздних письменных памятников и этнографических сведений в книге реконструируются представления первобытных земледельцев о жизни и смерти, о природе, об образах покровителей....

    Сымонович Э.А. Население столицы позднескифского царства (по материалам Вос ... Сымонович Э.А. Население столицы позднескифского царства (по материалам Вос ...
    Сымонович Э.А. Население столицы позднескифского царства (по материалам Восточного могильника Неаполя скифского) Киев: Наукова думка, 1983. — 173 с. В настоящей книге дается характеристика рядового населения столицы позднескифского царства на основе раскопок Восточного могильника, исследованного полностью — обстоятельство, позволяющее исключить элемент случайности. Это первый в Крыму памятник...

    Токарев С.А. (отв. ред.) Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Е ... Токарев С.А. (отв. ред.) Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Е ...
    Токарев С.А. (отв. ред.) Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX-начало XX в. Весенние праздники Москва: Наука, 1977. — 358 с.: ил. Книга представляет собой монографическое исследование, посвященное подробному описанию и разбору традиционных народных обрядов — праздников, которые проводятся в странах зарубежной Европы. Авторами показывается история возникновения...

    Поляков С.П. Этническая история Северо-Западной Туркмении в средние века Поляков С.П. Этническая история Северо-Западной Туркмении в средние века
    Поляков С.П. Этническая история Северо-Западной Туркмении в средние века Москва: МГУ, 1973. — 196 с.: илл. Задачей предлагаемой работы является исследование средневековых погребений Северо-Западной Туркмении. Выбор этой темы определяется тем, что могильники предков туркменского народа до самого последнего времени оставались одним из забытых участков археологии Туркмении, хотя именно изучение...

    Носов Е.Н. (отв.ред.) Древние некрополи и поселения: постпогребальные ритуа ... Носов Е.Н. (отв.ред.) Древние некрополи и поселения: постпогребальные ритуа ...
    Носов Е.Н. (отв.ред.) Древние некрополи и поселения: постпогребальные ритуалы, символические захоронения и ограбления Санкт-Петербург: ИИМК РАН; Невская книжная типография, 2016. ― 244 с.: ил. — (Труды ИИМК РАН. Т. 46) Настоящий сборник статей посвящен проблеме нарушенных в древности или символических погребений. Авторы рассматривают несколько взаимосвязанных направлений изучения этих явлений:...

    Абрамова М.П. (отв. ред.). Археологические исследования на юге Восточной Ев ... Абрамова М.П. (отв. ред.). Археологические исследования на юге Восточной Ев ...
    Абрамова М.П. (отв. ред.). Археологические исследования на юге Восточной Европы М., 1989. — 194 с. — (Труды Государственного ордена Ленина исторического музея. Выпуск №70). Сборник «Археологические исследования на юге Восточной Европы» составлен сотрудниками отдела археологических памятников Государственного Исторического музея и является третьей частью большой работы по изучению древней истории...

    Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир
    Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир Уфа: РИО БашГУ, 2005. — 146 с. В монографии представлен обширный материал по пережиточным формам доисламских верований и обрядов башкир. Впервые дан всесторонний и систематический историко-этнографический анализ доисламских верований башкир. Показаны истоки культов неживой природы, животных, растительности, предков, шаманские представления...