» » Правовые основы жизнедеятельности в Древней Руси

Правовые основы жизнедеятельности в Древней Руси

Размещено на сайте: 14-02-2019, 07:36
  • 0

В Древнерусском обществе в течение IX-XI вв. действовало 3 социальных регулятора: обычаи, религии и право. Все отношения внутри- и внешнегосударствепной жизни, а также отношения между частными лицами определялись обычаями и договорами.

Древние летописи отмечали разные обычаи у разных славянских племен. Правовой обычай сохраняет многие черты догосударственного периода: ритуальность совершения правовых действий, сакральность, кровную месть.

Правовой обычай - исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей, вошедшее в привычку (в результате многократного применения) и приводящее к правовым последствиям.

Превращение обычая в нормативно-правовые акты санкционировалось государством. Обычаи передавались из поколения в поколение в устной форме. В меньшей степени основывались на внешнем принуждении. Соблюдение обычаев достигалось силой общественного мнения,

Государственное право в Киевской Руси начало формироваться также в виде обычаев. Оно регулировало взаимоотношения внутри династии Рюриковичей, а также между князьями и их дружиной с одной стороны, и обществом с другой. Основным обычаем внутри династии была передача власти. Власть князя не была абсолютной. Прекращение княжеской власти происходило по разным причинам, если в ІХ-Х вв. причиной была смерть, то в XI в. к этому добавилась недовольство народом своим князем. Принятие и изгнание князей было главным предметом компетенции вечевых собраний. Отношения между князем и вече определялись обычаями или договором (рядом). Власть вече, его состав и компетенция никакими юридическими нормами не регулировалась. Решение вечевого собрания старшего города считалось обязательным для жителей всей волости.

Представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, его взаимоотношения с окружающей природой зародились в глубокой древности. Одним из древнейших языческих верований славян стал культ земли. Воду славяне считали стихией, из которой образовался мир. На архаической стадии языческих верований мужские божества (Сва-рог, Велес, Перун, Ярило) находились на втором плане, уступая женским богиням (Мокаш, Лада, Лель), символизирующим рождение и плодородие. Присоединение Руси к христианскому миру являлось показателем возросшей власти древнерусского князя, а также, по всей вероятности, реальной опасности нового нападения руссов на Византию. Первые христианские миссионеры появляются в Киеве еще в 70 - 80-е гг. IX в. Крещение явилось показателем возросшей власти древнерусского князя. Монотеизм (единобожие) содействовал идейному оправданию и укреплению государственного единства во главе с монархом, способствовал развитию общества, осознанию этнокультурного единства, ускорял развитие феодального типа хозяйства и управления. Расширился культурно-информационный обмен, Русь получила письменность.

Церковь становится важнейшим элементом политической системы и фактором могущества Древней Руси.

В отличие от неписаных языческих верований христианские нормы поведения были зафиксированы в виде канонического права в Номоканонах или Кормчих книгах. Основы церковной юрисдикции на Руси были установлены при Владимире I Святом и Ярославе Мудром. В юрисдикцию церкви входило регулирование в области брачно-семейных отношений, преступления против церкви, правонарушения и преступления, совершаемые священниками. Основы церковной юрисдикции были установлены при Владимире в виде Устава «О судех церковных и десятине»: о правилах сбора десятины в пользу церкви и о церковном судопроизводстве; «Закон судный людем» устанавливались наказания за ересь и колдовство.

Древнерусское право возникало из судебной практики. Начиная с X века, Древняя Русь находилась в центре политического и культурного влияния Византии, в это время происходит первая волна рецепции римского права.

Рецепция права - возрождение и использование в организации и осуществлении правового регулирования отечественного и мирового опыта юриспруденции, правовых ценностей и принципов, достижений политико-правовой науки прошлого в научных исследованиях, в законодательстве и юридической практике.

Социальные потребности определяли степень заимствования норм византийского права (Эклога, Номоканон, Прохерон) по защите стабильного функционирования публичной власти (князь и его окружение) как социального регулятора общественных отношений и необходимости защиты законом ремесленников и торговцев - представителей производственного процесса.

В отличие от обычного права Руси, по которому за преступления и правонарушения выплачивался штраф, уголовное право Византии отличалось крайней жестокостью, широко применялась смертная казнь, отсечение рук, ног, языка, выкалывание глаз. Введенная князем Владимиром смертная казнь была отменена его сыном Ярославом Мудрым, который создал первый письменный сборник законов - Русскую Правду.

,

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Комментарии:

Оставить комментарий
    Милов Л. В. Исследования по истории памятников средневекового права Милов Л. В. Исследования по истории памятников средневекового права
    Милов Л. В. Исследования по истории памятников средневекового права: Сборник статей / Л. В. Милов; [подред. Б. Н. Флори, А. А. Горского]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. — 336 с. Научное творчество академика РАН Леонида Васильевича Милова (1929 – 2007), одного из выдающихся историков нашей эпохи, отличалось необычайно широким хронологическим и проблемным диапазоном. ...

    Преступление, наказание и судебный процесс по Русской Правде Преступление, наказание и судебный процесс по Русской Правде
    Русская Правда дает наиболее наглядное представление о правовой системе Древнерусского государства. Согласно ей под преступлением (или обидой) понималось причинение физического, материального или морального ущерба конкретному человеку, его личности или имуществу....

    Источники древнерусского права Источники древнерусского права
    Становление государственности в Киевской Руси сопровождалось формированием древнерусского права. Исторически первыми источниками права явились обычаи. Часть из них была санкционирована государством и превратилась в нормы обычного права. Эти нормы регламентировали: семейно-брачные отношения (форма заключения брака, порядок наследования); имущественные отношения (порядок заключения сделок, способы...

    Механизм управления в древнерусском государстве Механизм управления в древнерусском государстве
    Древнерусское государство возникло как своеобразная федерация племен. Поэтому важными задачами новой политической организации, помимо традиционного сбора налогов, охраны порядка, обороны границ, стало налаживание мирных, плодотворных межплеменных и межгосударственных отношений. Основными формами феодального поземельного владения были княжеский домен и вотчина. Земля приобреталась в результате...

    Образование Древнерусского государства. Киевская Русь Образование Древнерусского государства. Киевская Русь
    Для Древнерусского государства процесс складывания предпосылок и существенных признаков государственности (публичной политической власти, единой территории, правовой и налоговой систем) длился в течение IX-XI вв....

    Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология
    Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология К.: Наукова думка, 1992. — 224 с. В монографии исследуются вопросы эволюции форм государственной власти в Киеве с момента возникновения Киевского государства в середине IX в. до монголо-татарского нашествия в середине XIII в....

    Право древнерусского государства Право древнерусского государства
    Основным источником права Киевской Руси на начальном этапе было обычное право, на которое опирался князь, принимая решения в области суда и управления. Как писал Е. Н. Трубецкой, «под юридическим обычаем разумеются такие правовые нормы, которые сложились путем постоянного применения одних и тех же правил к однородным случаям жизни». Обычаи в течение долгого времени действовали не только в области...

    Амплеева Т.Ю. По закону русскому. История уголовного судопроизводства Древн ... Амплеева Т.Ю. По закону русскому. История уголовного судопроизводства Древн ...
    Амплеева Т.Ю. По закону русскому. История уголовного судопроизводства Древней Руси М.: Издательство "МИИТ", 2006. - 228 с. Современная правовая система России имеет тысячелетнюю историю, осмысление которой позволяет понять перспективы развития отечественного права. В монографии предпринята попытка проследить проследить процесс возникновения, развития и совершенствования судопроизводства в...

    Формирование феодальных отношений на Руси Формирование феодальных отношений на Руси
    Развитие производства и укрепление древнерусской государственности обусловили качественные сдвиги в сфере социальных отношений. По мнению большинства историков, именно на XI в. приходится в Киевской Руси становление феодализма – особого комплекса социально-экономических и политических отношений. Формирование фео­дальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных...

    Принятие христианства на Руси. Причины, особенности и значение Принятие христианства на Руси. Причины, особенности и значение
    В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про­поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что...



 

Контакты:

электронный адрес na5ballov@bk.ru