» » Право древнерусского государства

Право древнерусского государства

Размещено на сайте: 10-02-2017, 20:09
  • 0

Основным источником права Киевской Руси на начальном этапе было обычное право, на которое опирался князь, принимая решения в области суда и управления. Как писал Е. Н. Трубецкой, «под юридическим обычаем разумеются такие правовые нормы, которые сложились путем постоянного применения одних и тех же правил к однородным случаям жизни». Обычаи в течение долгого времени действовали не только в области уголовной, но и в торговой сфере, в брачно-семейной сфере и даже в области публичного права, определяя компетенцию государственных органов, порядок сбора налогов и т.д. По мере развития и усложнения общественных отношений, регулируемых правом, возникает нормативно правовой акт как письменный источник права. Первоначально он опирается на обычай, затем на судебную практику и иностранные заимствования.

Самыми ранними из дошедших до нас письменных источников права являются договоры Руси с греками. В составе летописей имеется текст или пересказ текста четырех договоров: 907, 911, 944 и 971 годов. Договор 907 г. Заключил князь Олег. Согласно этому договору, греки обязались платить дань Руси, кормить приезжающих в Византию русских и давать русским купцам в Константинополе месячное содержание. В ответ русские обязались жить в городе только в одном предместье и входить в город только через одни ворота. Договор 911 г. гораздо богаче по содержанию. Он определяет права и подсудность русских на территории Восточной Римской империи, регулирует отношения между сторонами в случае уголовных преступлений. Так, за убийство договор предусматривает смерть, за кражу -компенсацию в тройном размере, за нанесение увечий - штраф. Регулирует договор и некоторые виды гражданских отношений, например, наследование. В одной из статей говорится, что если русский человек умрет в Греции, не оставив завещания, и у него там не будет родственников, то имущество возвращается к родственникам на Руси. Договор 944 г., заключенный Игорем, сходен по своему значению с Договором 911 г. Он также содержит нормы уголовного и гражданского права, устанавливает правила торговли, определяет процедуру возмещения убытков. Xарактерно, что данный договор содержит ссылки на «закон русский». Так, вор, возвратив украденную вещь и оплатив еще сверх того, подлежит также наказанию «по закону греческому и по уставу и закону русскому». Что касается Договора 971 г., то он заключен князем Святославом в период его осады в городе Доростоле и потому содержит только заверения о вечном мире с греками.

Следующим дошедшим до нас источником русского права данного периода стала Русская Правда, которая занимает центральное, главное место среди источников права Киевской Руси.

Обычно дошедшим до нас тексты Русской Правды делят на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая редакция, которая является древнейшей, состоит из Правды Ярослава и Правды Ярославичей, а две последние называются Покон вирный и Урок мостников. Краткая правда дошла до нас в двух списках: Археографическом и Академическом, списков Пространной редакции гораздо больше.

В литературе нет единой точки зрения по поводу происхождения, источников и практического назначения Русской Правды. Некоторые исследователи (С. В. Юшков) настаивали на официальном ее происхождении, считая Русскую Правду памятниками княжеского законодательства. Такой авторитетный ученый, как В. О. Ключевский, считал Русскую Правду памятником церковной кодификации, поскольку полагал, что княжескому суду нормы права, основанные на обычаях, и так были известны, а представители духовенства, входившие в состав церковного суда, по своему происхождению были греками и русских обычаев не знали. Но в любом случае Русская Правда позволяет нам получить определенное представление о праве Древней Руси.

Понятие преступления в Русской Правде отсутствует. Там употребляется термин обида, под которыми понимается всякое нанесение физического и морального вреда. Субъектами преступления могли стать только свободные люди, холопы не подлежали полноценной ответственности. Если преступление совершалось несколькими лицами, то все они несли одинаковую ответственность независимо от степени участия каждого. Русская Правда признает смягчающие вину обстоятельства, например, различает убийство на пиру и убийство в разбое, устанавливая за них разное наказание. Более легкое наказание следует за преступление, совершенное в состоянии опьянения.

Основным видом наказания за различный виды преступлений является, по Русской Правде, денежное взыскание. Оно осуществлялось в нескольких видах. Вира - штраф за убийство в пользу князя в размере 40 гривен. За убийство княжеских людей взималась вира в 80 гривен. Дикая вира взималась со всей общины, в которой состоял преступник. Головничество - денежное взыскание в пользу родственников убитого уплачивалось одновременно с вирой. За иные, чем убийство, преступления Русская Правда предполагает продажу (штраф в пользу князя) и урок (выплату потерпевшему). Различные денежные штрафы взимались за оскорбление действие (вырывание бороды), нанесение увечья, нанесения побоев и т.д. Также упоминается такое наказание, как поток и разграбление, то есть лишение личных и имущественных прав. Русская Правда не упоминает о смертной казни, но в тоже время из арабских источников известно, что русы казнили воров через повешение.

Из имущественных преступлений Русская Правда упоминает татьбу, конокрадство, поджог, незаконное пользование чужим имуществом и т.д. Самым тяжким имущественным преступлением считалось конокрадство, за которое назначалось высшее наказание - поток и разграбление.

Судебный процесс по Русской Правде носил состязательны характер. Обе стороны назывались истцами. Если преступник не был известен, его отыскивали при помощи так называемого свода. Свод состоял в отыскании истцом ответчика при похищении вещи. Он начинался с заклича, когда пострадавший объявлял на торгу о пропавшей вещи. Человек, у которого была найдена данная вещь, должен был показать, у кого он ее приобрел, иначе он сам признавался похитителем.

Если преступник бежал, происходило гонение следа (розыск преступника по следам). Если след терялся на территории общины, она сама разыскивала преступника или уплачивал дикую виру.

В качестве судебных разбирательств Русская Правда признавала присягу, собственное признание, ордалии (судебные испытания), свидетельские показания (видоки и послухи). Видоки - те, кто видел преступление, его непосредственные очевидцы, а послухи - те, кто только слышал о преступлении и преступнике. О судебном поединке в Русской Правде не упоминается, но о нем говорят арабские источники. Победивший в поединке признавался выигравшим процесс.

Русская правда обладает определенным сходством с таким памятником права франкского государства, как Салическая Правда. И там, и здесь основным видом наказания является денежный штраф. И по Русской, и по Салической Правде наказание зависит от социального положения преступника и потерпевшего. Но есть и важные отличия. Так, по словам исследователей С. Кондрашкина и М. Неборского, «ярким отличием древнерусского уголовного права от германского является практически полное отсутствие в ранних юридических памятниках Древней Руси X-XI вв. упоминаний об ордалиях и судебных поединках, которые были неотъемлемой частью судебного процесса германских народов».

Кроме Русской правды, известны также такие памятники древнерусского права, как церковные уставы. До нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Устав новгородского князя Всеволода, Устав новгородского князя Святослава, Уставная грамота смоленского князя Ростислава. В уставах содержатся нормы, посвященные отношениям государства и церкви, правам духовенства, церковному суду. Наибольший интерес представляют Уставы Владимира и Ярослава.

Устав князя Владимира дошел до нас в нескольких редакциях. В этом Уставе, во-первых, установлено, что князь отдает в пользу церкви десятую часть своих доходов от судов, от торговых пошлин, от земли, скота и домов. Во-вторых, Устав перечислял преступления, подлежавшие церковному суду: преступления по семейным делам, чародейство и колдовство, языческие обряды, преступления против церкви и веры, все дела, касавшиеся людей состоявших в ведение церкви. К числу людей церковных Устав относил все духовенство, рабов, отпущенных на волю на помин души, всех престарелых, увечных, вдов и сирот, лекарей и нищих. Также Устав поручил церкви надзор за торговыми мерами и весами. Данный акт считался образцом для позднейших уставов.

Устав князя Ярослава дошел в четырёх списках более позднего времени. В нем церковный суд полностью отделялся от светского, судебные полномочия церкви сужаются, приводить в исполнение приговоры церковных судов поручается светской власти. Суд по уголовным делам даже над церковными людьми поручается только князю.

,

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Комментарии:

Оставить комментарий
    Милов Л. В. Исследования по истории памятников средневекового права Милов Л. В. Исследования по истории памятников средневекового права
    Милов Л. В. Исследования по истории памятников средневекового права: Сборник статей / Л. В. Милов; [подред. Б. Н. Флори, А. А. Горского]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. — 336 с. Научное творчество академика РАН Леонида Васильевича Милова (1929 – 2007), одного из выдающихся историков нашей эпохи, отличалось необычайно широким хронологическим и проблемным диапазоном. ...

    Уголовное право по Соборному Уложению Уголовное право по Соборному Уложению
    В Уложении отсутствует общее понятие «преступления». Под ним понималось нарушение царской воли, закона, т.е. всякое деяние, подрывающее существующий феодально-крепостнический порядок и опасное для господствующего класса. Субъектами преступлений признавались представители всех сословий. Появились новые важные институты уголовного права....

    Уголовное и процессуальное право по Судебнику 1497 г. Уголовное и процессуальное право по Судебнику 1497 г.
    Уголовное право в ХѴ-ХѴІ вв. отражало обострение противоречий феодального общества и ужесточение классовой борьбы. Под преступлением («лихим делом») понималось деяние, направленное против интересов государя и представителей господствующего класса. Общего понятия преступления еще не существовало, но выделялась группа наиболее опасных преступных деяний, которые получили название «лихие дела»...

    Источники права Источники права
    Основными источниками права в рассматриваемый период являлись грамоты различного содержания. Наиболее типичные из них: - вотчинные. Оформляли переход в руки феодалов недвижимой собственности; - обельные. Освобождали феодала от податей и повинностей в пользу князя; - льготные. Освобождали феодалов от суда наместников или волостелей и подчиняли население вотчинному суду; - заповедные. Усиливали...

    Правовые основы жизнедеятельности в Древней Руси Правовые основы жизнедеятельности в Древней Руси
    В Древнерусском обществе в течение IX-XI вв. действовало 3 социальных регулятора: обычаи, религии и право. Все отношения внутри- и внешнегосударствепной жизни, а также отношения между частными лицами определялись обычаями и договорами....

    Преступление, наказание и судебный процесс по Русской Правде Преступление, наказание и судебный процесс по Русской Правде
    Русская Правда дает наиболее наглядное представление о правовой системе Древнерусского государства. Согласно ей под преступлением (или обидой) понималось причинение физического, материального или морального ущерба конкретному человеку, его личности или имуществу....

    Источники древнерусского права Источники древнерусского права
    Становление государственности в Киевской Руси сопровождалось формированием древнерусского права. Исторически первыми источниками права явились обычаи. Часть из них была санкционирована государством и превратилась в нормы обычного права. Эти нормы регламентировали: семейно-брачные отношения (форма заключения брака, порядок наследования); имущественные отношения (порядок заключения сделок, способы...

    Право Новгорода и Псков Право Новгорода и Псков
    Большое влияние на развитие права Новгорода и Пскова оказала Русская Правда. Важнейшими источниками права были княжеские уставы и грамоты, договоры города с князьями, судебная практика и иностранное законодательство. Однако о праве собственно Новгорода и Пскова наибольшее представление дают Новгородская и Псковская грамоты. Псковская судебная грамота состоит из 120 статей и как полагают историки...

    Амплеева Т.Ю. По закону русскому. История уголовного судопроизводства Древн ... Амплеева Т.Ю. По закону русскому. История уголовного судопроизводства Древн ...
    Амплеева Т.Ю. По закону русскому. История уголовного судопроизводства Древней Руси М.: Издательство "МИИТ", 2006. - 228 с. Современная правовая система России имеет тысячелетнюю историю, осмысление которой позволяет понять перспективы развития отечественного права. В монографии предпринята попытка проследить проследить процесс возникновения, развития и совершенствования судопроизводства в...

    Формирование феодальных отношений на Руси Формирование феодальных отношений на Руси
    Развитие производства и укрепление древнерусской государственности обусловили качественные сдвиги в сфере социальных отношений. По мнению большинства историков, именно на XI в. приходится в Киевской Руси становление феодализма – особого комплекса социально-экономических и политических отношений. Формирование фео­дальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных...



 

Контакты:

электронный адрес na5ballov@bk.ru