М.: Юридическая книга, 1997. — 320 с. 5-88711-064-3.
Монография предлагает новую версию сталинской культурной революции 1936 - 1938 гг. Это взгляд как бы изнутри Агитпропа ЦК ВКП(б) и Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР на кампанию борьбы с формализмом и натурализмом в советском искусстве. Источником исследования послужили сотни архивных документов, раскрывающих тайные механизмы воздействия идеологии на музыку, театр, кинематограф, живопись. Книга иллюстрирована редкими фотодокументами.
Для культурологов, искусствоведов, политологов, а так же читателей, интересующихся историей КПСС и русского авангарда.
Кампания борьбы с формализмом и натурализмом 1936 года. Часто ее итог принимают за начало битвы, подразумевая наличие программы. Но могло ли это быть импровизацией, хождением в пустоту и во мрак? Взрывом в храме из-за неосторожной игры в пиротехнику? Результатом заурядного бюрократического конфликта, который вышел из-под контроля и принял хаотический характер? В сталинских мероприятиях часто видят план и злой умысел. В действительности им нередко были присущи беспорядок и хаос; примером такого события — без плана и порядка — может быть отступление советских войск к Москве летом и осенью 1941 года. Сталин как политик был прежде всего редактором подготовленного для утверждения текста. Его решения вторичны по отношению к документу-первооснове. Он воспринимал российскую политическую культуру через письменный текст. Шлифовка превращала этот текст в советский документ. Но существовал ли исходный документ — генератор кампании 1936 года? Историк-архивист Григорий Файман откровенно пишет: «Найти партийный документ с «мобилизационным планом» кампании борьбы с формализмом и натурализмом в искусстве не удалось. Не удалось мне и выяснить у профессионалов-литературоведов, почему именно с этими достаточно абстрактными и неопределенными категориями предлагалось бороться». Многие годы проработав с документами из бывших архивов ЦК КПСС и КГБ, Файман сформулировал серьезную методологическую проблему.
Плана не было. Более того, неподготовленная кампания как таковая оказалась на грани провала уже весной 1936 года, в отличие от политической чистки, официально открытой в августе после первого московского процесса и назначения Ежова на пост наркома внутренних дел. Именно из-за отсутствия декларативного установочного партийного документа (руководства к действию) кампанию января-апреля 1936 года по сталинским стандартам фактически завалили. Ее проведение монополизировал Всесоюзный Комитет по делам искусств при СНК Союза ССР, выполнявший функцию министерства. Ввиду второстепенного по отношению к ЦК статуса этого учреждения, мероприятие изначально было обречено на инвалидную ущербность. Комитет не исполнял высших карательных функций, которые всегда оставались привилегией ЦК и приводились в действие НКВД. Без тюремно-судебных процедур, связанных с уголовным преследованием, любая советская акция или кампания в области искусства и идеологии оказывалась реализованной лишь наполовину...
Оглавление
Введение
Афоризм Сталина как детонатор взрыва
Еще раз об апрельском Постановлении ЦК ВКП(б) 1932 года
Постановления ЦК ВКП(б) от 15 августа 1933 года
Комиссия ЦИК (Политбюро) по академическим театрам
Перестройка идеологических верхов
Этапы усиления диктата КДИ СНК Союза ССР
Загадки «Леди Макбет»
К проблеме авторства «Сумбура...»
Перестройка и Большой театр
Решение: ужесточить цензуру опер
Киномузыка — важнейшее из музыкальных искусств
Александр Щербаков и борьба с формализмом
Кампания и Горький
Автономность Керженцева и других бюрократов
Ошибки Керженцева
Дело Михаила Булгакова
Российский пол и советский характер
Дело Демьяна Бедного. Провал оперы-фарса «Богатыри»
Скульптура, живопись
Контроль над текстом либретто
Тридцать седьмой год
Дело Сергея Эйзенштейна (1937 год)
Дело «красного директора» Аркадьева
Документ и комментарий (ГАБТ, июнь 1937 года)
Дело Мейерхольда
Падение Керженцева
Новый Комитет, новый председатель
Заключение
Именной указатель
Информация о файле: djvu, 10 mb.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!