Киселева М.С. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII - начала XVIII века: от древнерусской книжности к европейской учености
М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 472 с.
Информация о файле: pdf, 12 mb
Как стали возможны реформы Петра I в области образования, привития науки и практических знаний и были ли к тому основания в русской культуре? Автор полагает, что интеллектуальный выбор был совершен царем Алексеем Михайловичем, пригласившим в Москву православных книжников, образованных по западным образцам схоластической учености в Киево-Могилянской коллегии. Интеллектуалы в монастырях появились на Московском дворе со 2-ой половины XVII в., принеся образцы книжной барочной культуры. Россия осваивала барокко и благодаря патриарху Никону с его размахом монастырского строительства, приведшего со временем к выработке собственного московского стиля («нарышкинского барокко»). Проповеди и катехизисы, радение об открытии школы, придворные церемонии и театр, вирши, школьное учение языков (греческого, латыни, польского) — все эти новины стали проводниками к созданию системы образования, рациональности и государственной заинтересованности в просвещении страны. В книге рассматривается нравственное богословие Симеона Полоцкого, а также тексты Кариона Истомина, Феофана Прокоповича и Стефана Яворского, которые идеологически обосновали интеллектуальные усилия в проведении петровских реформ, связав Московскую Русь и строящуюся Российскую империю.
Исследованию интеллектуального выбора, постепенного укоренения его плодов в России конца эпохи Московского царства при Алексее Михайловиче и до осуществления реформ Петром Великим посвящена данная работа. Несмотря на то что выбор делает власть, его реальное продвижение идет чрезвычайно медленно и не без противостояния и активного неприятия «новин» со стороны идеологов и носителей традиции. Во 2-ой пол. XVII в. оппонентами были старообрядцы, при Петре с его школьными реформами — недоросли дворянских фамилий, которые голосовали против образования «ногами», не желая учиться, на что, как известно, царь запрещал жениться. Церковь и власть достаточно долго не могли найти компромисс в образовательных стратегиях. И та, и другая более были заинтересованы в исполнительном священнике и хорошем чиновнике, интеллектуал-священник, как и интеллектуал-ученый были побочным, однако совсем не редким случаем в Духовных академиях и Московском, а затем и других российских университетах.
До сих пор устойчиво представление, что русская интеллектуальная история начинается лишь в Петровскую эпоху. Или еще вернее —
с нашим «первым университетом» Михайло Ломоносовым. А может, — и этот вопрос позволителен — гораздо раньше? Когда и как готовилась почва, на которой стало возможно петровское школьное строительство, учреждение Академии и последующий прорыв в европейскую науку? Как работает связка власть и культура в эпоху перемен? Ведь сам выбор, в том числе и «интеллектуальный выбор», есть свидетельство серьезных сдвигов в культурном пространстве страны и той политике, которую проводит государственная власть. Эти и другие вопросы рассматриваются в книге на конкретном и возможно несколько неожиданном материале — богословской литературе и, прежде всего, ее особом жанре — книжной проповеди, которая сама стала в культуре 2-ой половины XVII в., как и на протяжении всей Петровской эпохи, безусловной новацией.
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!