Население: около 1 млн. чел.
Формирующаяся этническая общность славянских народов, образование племенных союзов, перерастание родовой общины в сельскую (территориальную) создали необходимые предпосылки для перехода к государственному состоянию.
В 882 году новгородский князь Олег, захватив Киев, покорив славянские и финские племена, стал, таким образом, основателем Древнерусского (Киевского)государства.
Киевские князья часть своих завоевательных походов посвятили расширению торговой территории и обеспечению наиболее выгодных условий торговли. Например, все войны с Византией заканчивались торговыми договоренностями (907, 911, 944, 971 гг.). Русь превращается в одно из крупнейших государств Европы, устанавливает торговые, дипломатические отношения с Византией, Хазарским каганатом и Арабским халифатом, западными государствами.
Вопрос о происхождении названия «Русь» не получил до сих пор ясного и бесспорного решения, Возможно, понятие «Русь» появилось в результате наложения двух разных терминов по отношению к восточнославянским племенам. Финно-угры, проживавшие в районе Ладоги, называли скандинавских торговцев «riotsi» - гребец, мореход. Южно-балтийских славян, проживающих на острове Рюген, западноевропейские источники именовали ругами, русскими. Сирийские писатели упоминают племя «рос», обитавшее в низовьях Днепра. Термин «русь» упоминается в древнеиранском «aurusa» - белый. Со временем он применяется по отношению к родовой знати и дружинникам князя и являлся показателем определенного социального статуса. Русской землей называлось преимущественно среднее Поднепровье, где проживали киевские поляне, отсюда это название в течение XII—XIII вв. распространилось на другие территории. Стирание племенных различий достаточно длительный процесс, хорошо прослеживающийся по археологическим данным погребальных обрядов, украшений, устройства городищ от Ладоги до причерноморских степей
Процесс формирования древнерусского этноса завершается только к концу XII в. Автор созданного в конце XII в. «Слова о полку Игореве» все русские земли воспринимает как единое целое и призывает князей встать в борьбе с половцами «за землю Русскую».
Образование государства на Руси в IX в. (у франков - в V в.) свидетельствовало о более позднем формировании славянской этнической общности. Обширные малозаселенные территории, низкая плотность населения, сложные природно-климатические условия, отсутствие естественных защитных границ, необходимость отражения постоянной угрозы нападения кочевников растягивали сроки создания единого государства.
Знаменательным событием в истории Древнерусского государства было принятие христианства — 988 г. Замена разрозненных языческих культов единой монотеистической государственной религией способствовала идейному оправданию и укреплению государственного единства во главе с монархом, развитию общества и осознанию этнокультурного единства, а также содействовало развитию феодального тина хозяйства и управления, расширению культурно-информационных контактов с западноевропейскими странами, распространению письменности на славянском языке и грамотности на Руси. Христианство формировало нравственные заповеди и моральные устои, отсутствующие в языческом мировоззрении. Усилиями церковнослужителей были запрещены жертвоприношения, ограничивалась продажа в рабство. Русь перенимает опыт византийского архитектурного стиля при возведении храмов, в искусстве иконописи, создании мозаичных изображений, фресковой живописи, способах укладки кирпичных стен.
С наступлением XIII в. развитие византийской архитектуры прекратилось - на Руси начинают применяться архитектурные элементы в виде куполов церквей луковичной формы, заимствованные, по мнению некоторых исследователей, у мусульманских народов.
Церковь становится важнейшим элементом политической системы и фактором могущества Древней Руси, происходит складывание церковной организации и церковная юрисдикция. Во главе церковной организации стоял митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом, при котором действовал собор епископов. Территория страны была разделена на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. Церковь получила право на приобретение земель, на осуществление суда в отношении служителей культа, в делах о преступлениях против нравственности, церкви, колдовстве, а также регулирование внутрисемейных отношений. В начале XI в. князем Владимиром была установлена «десятина» — налог в пользу церкви.
Принявшая от Византийской империи христианство Русь стремится обосновать свое право на церковную самостоятельность. Князь Ярослав Мудрый ставит в Киеве в 1051 г. русского митрополита Иллариона и добивается канонизации первых русских святых - князей Бориса и Глеба. В дальнейшем из-за непримиримых разногласий между католицизмом, господствующим в Западной Европе, и православной греческой церковью, православная Русь оказывается изолированной от западного мира.
,
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!