» » Курс «Отечественная история». Предмет, задачи, методологические подходы в изучении

Курс «Отечественная история». Предмет, задачи, методологические подходы в изучении

Размещено на сайте: 27-05-2014, 07:38
  • 0

Предмет истории в том виде, как мы изучаем его сейчас, определился не сразу. В ходе поступательного развития истории шел процесс совершенствования материального производства, изменял­ся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, развивались наука и культура. По мере развития обще­ства развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось и обогащалось ее содержа­ние, происходил процесс все возрастающего накопления знаний.

Основа исторической науки — собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупнос­ти, Благодаря постепенному накоплению фактов сложились це­лые отрасли исторических знаний: гражданская история, полити­ческая история, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, музыки, языка, литературы.

История — наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гумани­тарными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом ее позна­ния является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, социологи, политологи, этноло­ги и другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих вы­явить тенденции общественного развития.

Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций. Прежде всего, история обладает огромным воспитательным воздействием. Знание исто­рии своего Отечества, своего народа и всемирной истории форми­рует гражданские качества, национальное достоинство, позволя­ет показать роль личности в истории, понять моральные и нравст­венные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения. Приобретение этих знаний поможет понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию. Тем са­мым изучение истории решает задачи не только воспитания, но и просвещения.

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Ис­торическое сознание — это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается сово­купность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Задачи курса: получить представление об основных закономерностях и особенностях истори­ческого развития;

— понять роли России в мировом историческом процессе;

— сформировать историческое сознание;

— освоить духовных ценностей, выработанных в ходе исторического развития, и определить собственное отношение к ним; приобщить слу­шателей к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям пред­шествующих поколений россиян, воплощенным в философских и религиоз­ных учениях, искусстве и литературе, народных обычаях и традициях;

— сформировать умения использовать полученные знания, самостоя­тельно извлекать их из исторических источников, находить нужную инфор­мацию в разнообразном потоке историко-публицистической литературы;

— развить способности анализировать и оценивать факты, явления и события, умение раскрыть причинно-следственные связи между ними;

— осмыслить новые реалии современной отечественной истории с уче­том культурных и исторических традиций России.

Для того, чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упоря­дочить весь накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели.

Долгое время в исторической науке господствовали субъек­тивистская либо объективно-идеалистическая методология. Исто­рический процесс с позиций субъективизма объяснялся действием великих людей: предводителей, цезарей, королей, императоров и других крупных политических деятелей. Согласно этому подходу, “их умные расчеты или, напротив, ошибки, приводили к тому или иному историческому событию, совокупность и взаимосвязь кото­рых определяли ход и исход исторического процесса.

Объективно-идеалистическая концепция решающую роль в историческом процессе отводила действию объективных надчеловеческих сил: Божественной воле, провидению, Абсолютной идее, Мировой Воле и т. д. Исторический процесс при таком истолковании
приобретал целенаправленный характер. Под действием этих надчеловеческих сил общество неуклонно двигалось к заранее определенной цели. Исторические деятели выступали лишь в качестве средства, орудия в руках этих надчеловеческих, безличных сил.

В соответствии с решением вопроса о движущих силах исторического процесса проводилась и периодизация истории. Наибольшее распространение имела периодизация по так называемым историческим эпохам: Древний мир, Античность, Средневе­ковье, Возрождение, Просвещение, Новое и Новейшее время. В этой периодизации был довольно ясно выражен временной фак­тор, но отсутствовали содержательные качественные критерии вычленения данных эпох.

Преодолеть недостатки методологии исторического исследо­вания, поставить историю, как и другие гуманитарные дисциплины, на научную основу попытался в середине XIX в. немецкий мысли­тель К. Маркс. К. Маркс сформулировал концепцию материалисти­ческого объяснения истории. Материалистическое (формационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отноше­ний, связан­ных с формами собствен­но­сти. История представляется как закономерность смены общественно-экономи­ческих форма­ций , на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной развития общества яв­ляется коммунисти­ческая формация. В основе смены формаций лежит противоречие между уровнем развития произ­водительных сил и уровнем развития производственных отношений. Дви­жу­щей силой развития общества является классовая борь­ба между иму­щими, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуа­тиру­емы­ми), закономерно приводя­щая в конечном итоге к уничтожению частной собственности и построению бесклассового общества. Первая глава “Мани­феста коммунистической пар­тии”, написанная К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 году, начинается так: “История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов”. Одни страны проходят стадии общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельче­скую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую) ранее, а другие чуть позднее. Пролетариат более прогрессивных стран (Европейский континент) помогает пролетариату менее прогрессивных стран (Азиатский континент).

Методологии формационного подхода в современной истори­ческой науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода. Цивилизационный подход в объяснении истори­ческого процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX — XX вв. В зарубежной историографии наиболее яркими приверженцами этой методологии являются М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер и ряд крупных современных историков, объединившихся вокруг истори­ческого журнала “Анналы” (Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.). В рос­сийской исторической науке его сторонниками были Н. Я. Данилев­ский, КН. Леонтьев, П.А. Сорокин.

Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Термин “ци­вилизация” происходит от лат. слова “civil” — городской, граж­данский, государственный. Первоначально термином “цивилиза­ция” обозначали определенный уровень развития общества, на­ступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. Отличительными признаками цивилизации, с точки зрения этой интерпретации, является появление городов, письменности, соци­ального расслоения общества, государственности.

В более широком плане под цивилизацией чаще всего пони­мают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенство­ванием нравов, законов, искусства, науки, философии. Существуют в этом контексте и противоположные точки зрения, при которых цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного общества, означающий его “закат”, или упадок (О. Шпенглер).

Однако для цивилизационного подхода к историческому про­цессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общественной системы, включающей в себя различ­ные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет на се­бе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, их внутреннее ядро остается неизмен­ным.

Выделяют еще:

Либеральное (модернизационное) направление, изучая прогресс–эволюцию человечества, отдает приоритет в нем развитию личности, обеспечению его индивидуальных свобод. Личность служит отправной точ­кой для либерального изучения истории. Либералы считают, что в истории всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от сильной личности — героя, харизматического лидера. Если вектор прогресса истории соответствует западно-европейскому образу жизни — это путь обеспе­­­чения прав и свобод человека, а если — азиатскому, то это путь деспотии, произвола властей в отношении к личности.

Технологическое (модернизационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. Человечество “обречено” на техни­ческое развитие, проходя путь от выделения “из животного мира” до ос­во­ения пространств космоса. Вехами в этом развитии являются фундаментальные открытия: появление земледелия и скотоводства, освоение металлургии железа, создание конской упряжи, изобретение механического ткацкого станка, паровой машины и т.д., а также соответствующие им политические, экономические и общественные системы. Фундаментальные открытия определяют прогресс человечества и не зависят от идеологической окраски того или иного политического режима. Технологическое направление делит историю человечества на периоды: традиционный (аграрный), индустриальный, постинду­стриаль­ный (информационный). Эволюция распространения фундаментального открытия как в рамках одной страны, так и за ее пределами получила название мо­дер­низации.

,

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Комментарии:

Оставить комментарий
    Кузнецов И.Н. История государства и права славянских народов Кузнецов И.Н. История государства и права славянских народов
    Кузнецов И.Н. История государства и права славянских народов Минск, 2007. — 524 с. В пособии рассматриваются разные типы общества, государства и права, дается анализ историко-правовых фактов, основных правовых институтов истории восточных, западных и южных славянских народов. Хронологически материал охватывает период с древних времен до конца ХХ в. Излагаются историко-правовые факты и явления....

    Двухжилова И.В., Самохин К.В., Слезин А.А. СССР в мировом историческом проц ... Двухжилова И.В., Самохин К.В., Слезин А.А. СССР в мировом историческом проц ...
    Двухжилова И.В., Самохин К.В., Слезин А.А. СССР в мировом историческом процессе 1985 - 1991 гг Тамбов: ТГТУ, 2017. - 82 с. В настоящем издании освещены ключевые проблемы истории заключительного этапа развития советского общества (1985 — 1991 гг.): эволюция политической системы, социально-политические последствия реализации политики гласности, основные направления и итоги социально-экономического...

    Вазюлин В.А. Логика истории: Вопросы теории и методологии Вазюлин В.А. Логика истории: Вопросы теории и методологии
    Вазюлин В.А. Логика истории: Вопросы теории и методологии Изд. 3-е, испр. и доп. М.: ЛЕНАНД, 2015. — 384 с. (серия «Размышляя о марксизме», №119). В книге рассматриваются строение общества и общий закономерный ход истории человечества, дана методология отображения общества как «органического целого». К настоящему времени это наиболее систематическое и целостное понимание сущности, законов и...

    Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы теории исторического  ... Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы теории исторического ...
    Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса) М.: Политиздат, 1981. — 290 с. Книга докторов философских наук В.Ж. Келле и М.Я. Ковальзона продолжает разработку фундаментальных проблем исторического материализма, начатую ими в ранее опубликованных работах. В центре внимания авторов — методология социального познания. Они выделяют три аспекта изучения...

    Денисов М.А. Моделирование истории. Выбор будущего Денисов М.А. Моделирование истории. Выбор будущего
    Денисов М.А. Моделирование истории. Выбор будущего Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2016. — 189 с. В монографии профессора УрФУ выполнено исследование методами моделирования и разработана новая теория исторического процесса. Теория рассматривает совокупность событий на фоне изменения во времени доминирующих способов общественного взаимодействия людей. Предложена формулировка периодического...

    Шпенглер О. Закат западного мира. Полное издание в одном томе Шпенглер О. Закат западного мира. Полное издание в одном томе
    Шпенглер О. Закат западного мира. Полное издание в одном томе М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2014. — 1085 с.: ил. Впервые в одном томе издается всемирно известное сочинение немецкого мыслителя Освальда Шпенглера (1880—1936) «Закат Западного мира» (более знакомое российским читателям под названием «Закат Европы»), в котором он еще в 1923 году предсказал объединение Европы и выдвинул собственную...

    Родригес A.M., Пономарев М.В. (ред.) Новая история стран Европы и Америки X ... Родригес A.M., Пономарев М.В. (ред.) Новая история стран Европы и Америки X ...
    Родригес A.M., Пономарев М.В. (ред.) Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX века. В 3 частях. Часть 1 М.: Владос, 2010. — 528 с. — (Учебник для вузов). Учебник посвящен истории стран Европы и Америки в XVI - XIX вв. В нем рассматриваются важнейшие события и проблемы истории Нового времени, анализируются основные тенденции социально-экономического и государственно-правового развития...

    Петрова И.А. (Ред.) Особенности Российской цивилизации Петрова И.А. (Ред.) Особенности Российской цивилизации
    Петрова И.А. (Ред.) Особенности Российской цивилизации Волгоград: ВолГМУ, 2014. — 140 с. Учебно-методическое пособие включает в себя теоретические материалы по курсу «Особенности Российской цивилизации», дополняющие существующие учебные пособия, необходимые для подготовки к семинарским занятиям, самостоятельной работы и прохождения итоговой аттестации по предмету. Пособие составлено в...

    Морозов Н.М. Концептуализация исторического знания о Российской цивилизации ... Морозов Н.М. Концептуализация исторического знания о Российской цивилизации ...
    Морозов Н.М. Концептуализация исторического знания о Российской цивилизации на рубеже XX-XXI вв Кемерово: Изд-во «Практика», 2014. — 401 с. В книге представлен историографический анализ проблемы концептуализации системы исторического знания о российской цивилизации, сложившейся в отечественных науках об обществе в последние четверть века. Рассмотрены подходы к определению ключевых понятий, к...

    Бесов А.Г. Отечественная история Бесов А.Г. Отечественная история
    Бесов А.Г. Отечественная история 3-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, — 383 с. Представленная в книге многовековая история России с древнейших времен до начала ХХI века рассматривается в проблемно-хронологическом ключе в контексте мирового исторического процесса. Автор дает картину исторического развития России, его характерных черт, тенденций и изменений в эволюции Российского...



 

Контакты:

электронный адрес na5ballov@bk.ru