» » » Долбилов М.Д. Русский край, чужая вера: Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II
на правах рекламы

Долбилов М.Д. Русский край, чужая вера: Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II

Размещено на сайте: 15-12-2015, 14:35
  • 0
Долбилов М.Д. Русский край, чужая вера: Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II Долбилов М.Д. Русский край, чужая вера: Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II
М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 1002 с. — (Historia Rossica).

Информация о файле: djvu, 13 mb



Опираясь на христианские и нехристианские конфессии в повседневных делах управления, власти Российской империи в то же самое время соперничали с главами религиозных сообществ за духовную лояльность населения. В монографии М. Долбилова сплетение опеки и репрессии, дисциплинирования и дискредитации в имперской конфессиональной инженерии рассматривается с разных точек зрения. Прежде всего – в его взаимосвязи с политикой русификации, которая проводилась в обширном, этнически пёстром Северо-Западном крае накануне и после Январского восстания 1863 года. Царская веротерпимость была ограниченным ресурсом, который постоянно перераспределялся между конфессиями. Почему гонения на католиков так и не увенчались отказом католичеству в высоком статусе среди «иностранных вероисповеданий» империи? Каким образом юдофобия, присущая многим чиновникам, сочеталась с попытками приспособить систему государственного образования для евреев к традиционной религиозности? Поиску ответов на эти и другие вопросы, сфокусированные на отношениях государства, религии и национализма, посвящена данная книга.
Данное исследование не претендует на построение новой теоретической модели изучения Российской империи, однако несвойственна ему и методологическая беззаботность: автор мыслит продукт своего творчества в русле сложившейся или, с чьей то точки зрения, только еще складывающейся традиции, объединяющей вокруг себя интернациональную по составу группу историков. Книга опирается на представление о Российской империи второй половины XIX века, которое не так легко выразить в дефиниции с пронумерованными «признаками», но которое можно по пытаться обрисовать как динамичный образ. Это --- территориально огромное государство, исключительно пестрое по своему этническому, конфессиональному и социальному составу; применяющее разные --- от потрясающе архаичных до дерзко экспериментаторских --- институты и процедуры для управления удаленными от центра регионами; легитимирующее себя через символику и риторику силы, завоевания, покорения; зачастую прибегающее и на практике к насилию и принуждению во взаимоотношениях с подданными. В то же время (и эта оговорка очень важна) имперская власть работает в режиме постоянного приспособления к новым ситуациям, перенастройки своего взаимодействия с местными сообществами и поиска возможностей для согласования их интересов с собственными приоритетами. Иными словами, речь идет о сложности и подвижности имперского управления многообразием.

Оглавление:
Слова признательности
Введение
Политизация религиозности: Основания и антиномии конфессиональной политики Империи
Дисциплинирование и дискредитация как парадигмы конфессиональной политики
Управление «иностранными исповеданиями»
Николаевска конфессионализация: Счастливые униаты, обиженные католики?
Иозефинизм vs национализм при отмене греко-униатской церкви в России
Между имперским порядком и католическим каноном: Конкордат 1847 года
Двусмысленная веротерпимость: Определение сферы «духовно-административных дел» в начале правления Александра II
Ослабление вмешательства в религиозные дела
Риторика самоуничижения «господствующей веры» на фоне проблем православия в Западном крае
«Чисто духовные дела» и дела «духовно-административные»: Попытка разграничения
Новая веротерпимость на практике: Случай католиков
Власть перед лицом этнического многообразия: Поиск русскости в Северо-Западном крае в 1856–1863 годах
Вызревание официальной программы деполонизации в первые годы александровского правления
Обособление ради единства: эксперименты над этнокультурной идентичностью в начале 1860-х годов
Западная Россия в символической географии и социальной топографии М. О. Кояловича. Западнорусскость и украинофильство
Логика католикофобии: От М. Н. Муравьёва к К. П. Кауфману
Кто и почему боялся католицизма?
Кредо и кругозор российских католикофобов
Практика: Муравьёвская прелюдия
Православные ревизоры католицизма
Дискредитация католицизма: Противостояние и компромиссы (1866 – начало 1870-х годов)
Казус А. В. Рачинского: «Чувствую лихорадочной потребности борьбы с латинством»
Регламентация набожности
Аргументы рассудка и памяти в споре о святыне
Светский вызов духовному авторитету: проект «дефанатизации» духовенства, «шахматная партия» с епископом
«Царская вера»: Массовые обращения католиков в православие
Религиозные обращения как подтверждение политической лояльности
Проповедь православия «именем Правительства»
Организация и процедура переходов в «царскую веру»
Миссионерское насилие и репутация бюрократов
«Латинство разлагается»?
Финал кампании и её последствия
Русский католик и западнорусс: Столкновение проектируемых идентичностей
Русский язык в дополнительном католическом богослужении: pro et contra
Западнорусскость в противоречивых истолкованиях: самобытность, «белоруссофильство», «сепаратизм». Коялович против Каткова
Чиновничья Западная Россия. «Клерикалы» Виленского учебного округа под огнём критики
«Очищение» иудаизма: Система отдельного образования для евреев в конфессиональной политике
Конфессиональное измерение еврейского вопроса в России
Народные школы для евреев в Виленском учебном округе: ставка на русский язык
П. А. Бессонов в Вильне: Опасения германизации российских евреев
«Очищение» иудаизма: Новые задачи отдельной системы еврейского образования
«Кагаломания» Я. А. Брафмана в чиновничьем прочтении
Страсти по еврейским училищам
Kulturkampf на Минщине: Борьба властей за русификацию католического богослужения (1870–1880)
Упразднение Минской римско-католической епархии
Введение русского языка: принцип добровольности и процедурные ограничения
Попытки открытого противостояния деполонизации костёла
Ксёндз Фердинанд Сенчиковский: методы введения русского языка, теория «фанатизма»
Реакция католической паствы – протест национальный или религиозный?
Автопортрет Сенчиковского: праведный католик, православный в душе
Kulturkampf по-бисмарковски и по-романовски
Учреждение должности визитатора и проблема канонической санкции русскоязычного богослужения
Деморализация ксёндзов-русификаторов
Провал визитаторов как отрицательный урок конфессиональной инженерии: Взгляд из Вильны и Петербурга
Свобода совести для католиков: Бюрократический фальстарт
Пренебрегая иудаизмом: Тихий поворот к сегрегации евреев
Планы отмены уваровской системы: «оневежествление» или дальнейшее просвещение евреев?
Недовоплотившийся призрак: Чиновники начинают бояться еврейского национализма
Проблема религиозного обучения евреев в христианских школах
Последние проекты виленских маскилов
Заключение
Примечания
Список сокращений
Список карт
Список архивных фондов
Именной указатель

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Комментарии:

Оставить комментарий