» » » Кибинь А.С. От Ятвязи до Литвы - русское пограничье с Ятвягами и Литвой в X - XIII веках

Кибинь А.С. От Ятвязи до Литвы - русское пограничье с Ятвягами и Литвой в X - XIII веках

Размещено на сайте: 18-06-2014, 06:43
  • 0

Кибинь А.С. От Ятвязи до Литвы - русское пограничье с Ятвягами и Литвой в X - XIII веках Кибинь А.С. От Ятвязи до Литвы - русское пограничье с Ятвягами и Литвой в X - XIII веках
М.: Квадрига, 2014. — 272 с. (Исторические исследования). — ІSBN 978-5-91791-131-1

Информация о файле: pdf, 11 mb.



Исследование посвящено переменам в сфере политики, культуры и организации общества на территории балто-славянского пограничья на юге Балтийского региона в бассейне Немана с X по XIII столетия.
Автор существенно уточняет картину этногенеза ятвягов, литовцев и других балтских народов, основываясь на современных подходах исследования социокультурных и этнических процессов.
В книге рассматриваются процессы славянизации, христианизации и становления политической структуры в регионе, история русских княжеств Понеманья до установления в них власти литовских князей.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Начало славянизации
Глава II. Ятвяги на Неманском речном пути
Глава III. Миссия св. Бруно Кверфуртского и походы Ярослава
Глава IV. Городенсюе княжество и восточные города Понеманья
Глава V. За Неманом
Глава VI. Между Русью и Литвой
Глава VII. Coi wy chcecie, bo to z Czama Rus!
Глава VIII. Образы прошлого
Заключение
Summary
Список сокращений
Список источников и литературы
Именной указатель

В данной книге речь пойдет о переменах в сфере политики, культуры и организации общества, которые происходили с X по XIII столетия на небольшой территории в верховьях Немана. В это время край, затерянный среди лесов и болот, удаленный от крупных политических центров, шаг за шагом превращался в пограничную зону христианства и «варварства», что имело далеко идущие последствия по обе стороны воображаемого рубежа, разделившего два мира между собой.

За указанный период облик этой территории кардинально изменился и приобрел некоторые современные черты. Именно тогда здесь появились письменность, устойчивая политическая организация и города, по сей день остающиеся административными центрами. Именно в это время большая часть местного населения стала разговаривать на славянском языке. Все эти перемены были связаны с процессами гораздо более широкого масштаба.

Грандиозная трансформация «варварского» наследия происходила в VIII—XIII столетиях в разных уголках пространства от Карпат до Ладоги. Одной из ее составляющих было то, что вместе с христианством и письменностью на новую почву перекочевали греческие и латинские стереотипы восприятия окружающего мира. На страницах книг, повествующих в основном о деятельности христианизированных элит, в качестве врагов и соседей возникли gentes и barbari, погании и языци. На основе эмоционального неприятия чуждой культуры в стенах монастырей начал формироваться сказ о степных, лесных и болотных дикарях, живущих «звериньским образом», не зная Божьего крещения. Скудные, но бесценные строки с течением времени стали единственными письменными свидетельствами об обитателях периферии.

В воображении христиан звероподобие язычников доходило до того, что когда в начале XI в. миссионер Бруно-Бонифаций из Священной Римской империи направился в их земли, он не исключал скорой встречи с песьеголовыми людьми. Ежедневная действительность варварского мира была далека от подобных литературных штампов. Здесь погибали миссионеры, но жили такие же люди, как и везде, и старые традиции необратимо переплетались с новыми. Через несколько веков там, где «над древними стенами сияли башни, а кругом шумели рощи вековые, духов пристанища святые» (А. С. Пушкин), будут построены церкви.

Книжные стереотипы порой оказывались настолько живучими, что крещение языческих лидеров не меняло негативного к ним отношения в христианских текстах. Монах, который был свидетелем коронации литовца Миндовга и начал крестить ятвягов, писал в 1255-1260 гг.: «Упомянутых литовцев, ятвягов и нальшанов легко крестить, потому что они с колыбели выращены христианскими няньками». Но риторика волынских летописцев, в то же время, ничуть не изменилась: когда зимой 1255-1256 гг. «ятвяжские болота» наполнились огромным войском христиан под предводительством русского короля Даниила Романовича и мазовецкого князя Земовита, автор повествования не скрывал радости по поводу «погибели поганьской». В той же летописи христианин Миндовг изображен закоренелым язычником. Негативное отношение к ятвягам и литве определялось не только политическими мотивами, но и долгой традицией...

,

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Комментарии:

Оставить комментарий
    Рябов С.А. Здесь государевым украинам было бережение. Российское пограничье ... Рябов С.А. Здесь государевым украинам было бережение. Российское пограничье ...
    Рябов С.А. Здесь государевым украинам было бережение. Российское пограничье - особый объект культурного и природного наследия М.: Институт Наследия, 2007. — 335 с. В монографии кандидата военных наук С.А. Рябова — ведущего научного сотрудника научно-исследовательского Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва впервые рассматривается российское пограничье с точки зрения...

    Шеков А.В. Верховские княжества. Середина XIII - середина XVI в Шеков А.В. Верховские княжества. Середина XIII - середина XVI в
    Шеков А.В. Верховские княжества. Середина XIII - середина XVI в Москва: Квадрига, Русская панорама, 2012. — 364 с. Монография посвящена истории Верховских княжеств – небольших удельных княжеств, существовавших в Верхнем Поочье с середины XIII в. до середины XVI в. Являясь наследниками Черниговского княжества, эти государственные образования играли значительную роль в истории Руси XIV–XV вв., а...

    Специфика политической организации древнерусских княжеств и земель. Специфика политической организации древнерусских княжеств и земель.
    В княжествах монархического типа князья придерживались традиционной формы правления, хотя каждой из русских земель были присущи свои характерные особенности. Ростово - Суздальская (Владимирское) княжество отделилось от Киевского в 30-е годы XII в. Княжество было далекой окраиной Киевского государства. Активное освоение северо - восточных территорий началось с XII в. при князе Юрии Долгоруком....

    Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв
    Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв М.: Наука, 1982. — 328 с. История восточного славянства начинается с того периода, когда из общеславянского (праславянского) языка стал выделяться самостоятельный восточнославянский язык. До образования отдельных восточнославянских народностей народностей, в раннем средневековье, восточные славяне составляли единую древнерусскую народность, для которой...

    Вилкул Т.Л. Люди и князь в древнерусских летописях середины XI-XIII вв Вилкул Т.Л. Люди и князь в древнерусских летописях середины XI-XIII вв
    Вилкул Т.Л. Люди и князь в древнерусских летописях середины XI-XIII вв М.: Квадрига, 2009. — 409 с. Работа посвящена взаимоотношениям народа и правителя в Древней Руси, и, в частности, такому феномену, как древнерусское вече. Взаимоотношения «людей» и князя автор рассматривает через призму нарративного конструирования источников. В монографии проанализирован обширный источниковедческий...

    Ситько З. По следам Литвы Ситько З. По следам Литвы
    Ситько З. По следам Литвы Минск: Харвест, 2013. — 224 с.: ил. — (Неизвестная история). Автор проводит в своей книге ряд идей, идущих вразрез с устоявшимися концепциями. По его мнению, термин «литва» первоначально обозначал не этническую общность (племя), а социальную (дружины профессиональных воинов). Такие дружины пришли в наш край в Средние века из земель западных славян, в основном из...

    Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси
    Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси М.: Изд-во АН СССР, 1950. – 332 с. Данная работа состоит из двух частей. Первая, её источниковедческая часть, посвящена анализу состава Галицко-Волынской летописи. Вторая часть заключает в себе очерк истории юго-западной Руси в XIII в....

    Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока VII - середины XIII век ... Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока VII - середины XIII век ...
    Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока VII - середины XIII веков М.: Наука, 1984. - 345 с. Первое в советской литературе монографическое исследование демографии, экономики и социальных отношений городов Сирии и Египта VII — середины XIII в., рассматриваемых в широком аспекте роли города в мировой истории. Па обширном материале разнообразных источников автор выясняет место города в...

    Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия с древнейших времён до XIII века Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия с древнейших времён до XIII века
    Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия с древнейших времён до XIII века М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – 349 с. Эта книга — первая часть в многотомной работе автора, посвященной истории Юго-Восточной Азии в докапиталистическую эпоху. Продолжающие ее книги — «Юго-Восточная Азия в XIII—XVI вв.» и «Юго-Восточная Азия и экспансия Запада в XVII — начале XVIII в.» — были изданы в...

    Кравцевич А., Смоленчук А., Токть С. Белорусы: нация Пограничья Кравцевич А., Смоленчук А., Токть С. Белорусы: нация Пограничья
    Кравцевич А., Смоленчук А., Токть С. Белорусы: нация Пограничья Вильнюс : ЕГУ, 2011. – 212 с. Беларусь находится в пограничной зоне между двумя крупными ветвями христианства – православием и католицизмом, с переменным успехом соперничающих на территории страны на протяжении веков. В данной работе термин «пограничье» трактуется как зона давнего культурно-цивилизационного конфликта Запада и...



 

Контакты:

электронный адрес na5ballov@bk.ru