» » » Исмаилов Эльдар. Очерки по истории Азербайджана
на правах рекламы

Исмаилов Эльдар. Очерки по истории Азербайджана

Размещено на сайте: 3-05-2017, 15:44
  • 0
Исмаилов Эльдар. Очерки по истории Азербайджана Исмаилов Эльдар. Очерки по истории Азербайджана
М.: Флинта, 2010. — 424 с.

Информация о файле: pdf, 10 mb



Представленная на суд читателя книга доктора исторических наук, профессора Бакинского Государственного Университета Эльдара Исмаилова представляет собой новый взгляд на историю Азербайджана. Охватывает она огромный исторический период от появления первых поселений человека на территории нынешнего исторического Азербайджана до восстановления независимости в северной его части в 1991 году. Автор пытался по–новому представить этапы зарождения и формирования этнополитической картины в Азербайджане и становления титульного этноса, особенности развития института государственности на территории страны, роль религиозного фактора в становлении национального самосознания, место и роль Азербайджана и азербайджанцев в истории различных государств Ближнего и Среднего Востока. Особое внимание отведено вопросам, связанным с пребыванием Северного Азербайджана в составе России и СССР. Книга написана на основе привлечения значительного документального материала, содержащегося в опубликованных ранее научных исследованиях и обобщающих работах. Оригинальность постановки целого ряда вопросов составляет главную отличительную черту книги. Не во всем, быть может, читатель будет согласен с автором. Но во всех случаях повествование может стать причиной серьезных раздумий о природе тех или иных событий прошлого.
Автор, работая над книгой, пришел к выводу, что азербайджанский народ прошел три главных этапа в своем развитии. Первый из них относится к доисламскому периоду развития. На этом этапе проживавшие в Азербайджане малочисленные племена и этнические группы трудно отнести к сугубо азербайджанским. Ареал их расселения, видимо, не ограничивался пределами территории, лишь в будущем получившей наименование Азербайджана, или замыкался в масштабах локальных географических зон. Несерьезными выглядят аргументы, к которым прибегают, кстати, армянские историки в попытках обосновать четкие национальные границы этносов и этнических государств уже на тот период. Во-первых, говорить о каких-либо национальных границах применительно к древней и раннесредневековой истории нет никаких оснований. И, во-вторых, не может быть речи и об утвердившихся в это время национальных государствах, тем более с титульными этносами и устоявшимися этническими составами. Повествование о первом периоде истории Азербайджана - это рассказ об основных происшедших на данной конкретной территории событиях, о существовавших здесь государствах, разноязыких племенах, племенных объединениях, их взаимоотношениях с грозными большими государствами того времени, старавшимися их покорить или подчинить своему влиянию.
Второй большой период начинается с приходом в Азербайджан арабов в VII веке и утверждением ислама. Главная характеризующая черта этого периода состоит в приобщении основной части населения Азербайджана к мусульманской религии. С началом этого периода в оборот вводится, пока еще только как понятие географическое название Азербайджан, который становится на долгие века составной, неотъемлемой частью исламского мира. В соответствии с этим население Азербайджана формируется как одна из составных частей единой мусульманской общности, в определенной степени напоминающей современные представления национальной самоидентичности. Особенностью этого периода является окончательное утверждение на просторах Азербайджана ведущей роли тюркского этноса. Население края все в большей степени в языковом отношении становится однородным по своему составу. Иными словами, Азербайджан окончательно становится преимущественно страной тюркской. При этом тюрки Азербайджана самоидентифицируют себя как представители единой мусульманской общности. Все новые пополнения тюрков с Востока только тогда воспринимались как «свои», когда становились мусульманами. Раскол в исламском обществе на «шиитов» и «суннитов» сопровождался расколом и среди тюрков. Тюрки воспринимали своими только тех, кто исповедовал, по их мнению, истинный ислам. Этническая принадлежность существенной роли в этом не играла. Тем не менее, несмотря на внутриконфессиональный раскол, принадлежность к миру ислама имела определяющее значение в особенностях политической, экономической и духовной жизни Азербайджана всего этого периода.
Новый этап в развитии народа приходится на период с начала XIX в.

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Комментарии:

Оставить комментарий